Высшая форма международной экономической интеграции. Сущность и основные формы экономической интеграции

Определение понятию интеграция (исходя из латинского integration - соединение) можно дать как процесс объединения частей в целое. Отсюда следует, что экономическая интеграция - это объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция проявляет себя в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Экономическая интеграция является характерной особенностью современного этапа мировой экономики, которая в конце XX века стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран участниц интеграционных группировок.

Экономическая интеграция имеет место как между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями, так и на уровне национальных хозяйств целых стран, то есть международная экономическая интеграция рассматривается как трехуровневая модель. На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы. На национальном уровне страны-участницы добровольно передают ряд политико-экономических функций. На межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов.

Международная экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами. Между странами - участницами труда, происходит более интенсивный обмен товарами, услугами, капиталом, рабочей силой. В результате - национальные экономики «проникают» друг в друга, переплетаются многие и разные фазы научно-технической, производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой деятельности.

В настоящее время, международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

Выделяют несколько основных видов интеграционных объединений: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, политический союз.

Классические формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения между странами участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ для товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.

Зона свободной торговли (Free trade area) -- это тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

Североамериканская зона свободной торговли -- НАФТА (North American Free Trade Agreement -- NAFTA) - соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;

Европейская ассоциация свободной торговли - в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;

Балтийская зона свободной торговли - соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз);

Центрально-европейское соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз);

Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей - подписанное этими двумя странами в 1983 г.;

Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.;

Бангкокское соглашение - соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.

Таможенный союз -- соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».

Обычно страны -участницы Таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.

Фактически, речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане Таможенный союз является гораздо более жесткой формой интеграции, чем, например, Зона свободной торговли.

Общий рынок -- форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства: капитала, трудовых ресурсов через границы стран, являющихся членами общего рынка.

Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процесcов в Европе. Соглашение об общем рынке было подписано шестью странами Европы (Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 году (Римский договор). Общий рынок в Европе возник на основе положительного опыта действия Европейского объединения угля и стали. В дальнейшем в Европе углубление интеграционных процессов привело к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейскоого Союза (ЕС).

Экономический союз -- наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которая предполагает проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, создание системы регулирования социально-политических процессов, координацию национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер; для ускорения формирования экономического союза Европейский союз в декабре 1991 г. принял в г. Маастрихте решение ускорить выполнение вышеназванных целей и ввести единую валюту евро с образованием единого эмиссионного центрального банка

Политический союз -- высшая ступень региональной интеграции -- предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование; в самых общих чертах речь может идти о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает от имени всех участников этого союза.

Международная экономическая интеграция имеет формы, адекватные ей как особому экономическому процессу.

Специфическими ее формами, изменяющимися по мере углубления интеграции, являются:

  • - организация сотрудничества посредством создания совместных органов для координации экономического развития; организуемые государствами зоны свободной торговли (которые следует отличать от зон совместного предпринимательства);
  • - общие рынки товаров и услуг (в том числе транспортных, информационных и др.);
  • - общие рынки капитала и рабочей силы; межгосударственные банки и другие межгосударственные структуры в реальном секторе экономики.

Выделяют следующие формы экономической интеграции: Преференциальная зона объединяет страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары. Зона свободной торговли (Free trade area) (ЗСТ) - тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты. Североамериканская зона свободной торговли - НАФТА (North American Free Trade Agreement - NAFTA) – соглашение между США, Канадой и Мексикой; Европейская ассоциация свободной торговли между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией; Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей; Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой; Таможенный союз, ТС - соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Общий рынок - форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства - капитала, трудовых ресурсов - через границы стран, являющихся членами общего рынка. Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процессов в Европе. Экономический союз - один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками: Таможенный союз, Общий рынок, Наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики. Экономический и валютный союз (ЭВС) - один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками: Таможенный союз, Общий рынок, Экономический союз, Наличие наднациональных органов управления и проведение единой макроэкономической политики

Еще по теме Формы экономической интеграции:

  1. Содержание и формы международной экономической интеграции
  2. 1. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней:

  • · зона свободной торговли,
  • · таможенный союз,
  • · общий рынок,
  • · экономический союз,
  • · политический союз.

У всех этих этапов, или форм, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен, процентов и т.д. - на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль над внешнеэкономическими связями. В то же время каждая форма интеграции имеет специфические черты. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Зона свободной торговли - первичная форма экономической интеграции", при которой страны отменяют ограничения во взаимных экономических отношениях, но сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней политики. В условиях зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы.

Специфическим видом региональной интеграции выступает таможенный союз. Таможенный союз - объединение государств для расширения взаимного экономического сотрудничества и проведения совместной внешнеэкономической политики. Создается на базе договора между двумя или более государствами и предполагает отмену таможенных пошлин и других барьеров на пути товаров во взаимоотношениях договаривающихся государств и формирование единого таможенного пространства. В отличие от зоны свободной торговли таможенный союз предполагает введение общего таможенного тарифа по отношению к остальным странам и проведение общей внешнеторговой политики. Участники союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Общий рынок - одна из форм экономической интеграции государств, предполагающая снятие барьеров в экономических отношениях между странами (в области движения товаров, капиталов, рабочей силы), создающими эту организацию, и проведение ими общей внешнеэкономической и некоторых элементов внутриэкономической политики, так как в условиях значительной роли государства в развитии экономики отмена барьеров во взаимных отношениях еще не ведет к реальному созданию единой экономической территории. Здесь все характеристики таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов данного вида интеграционного объединения. Четвертый этап интеграционного объединения - создание зрелого единого внутреннего рынка. Эту ступень интеграции принято называть экономическим союзом. Экономический союз - одна из форм экономического объединения государств, более развитая форма экономической интеграции, предполагающая не только снятие барьеров во взаимной торговле, как в зоне свободной торговли или таможенном союзе, но и проведение общей экономической политики. При этом наднациональное регулирование, связанное с функционированием экономического союза, предполагает вмешательство не только в сферу обмена, но и в сферу производства. Это регулирование в условиях частного предпринимательства и действия закона стоимости как главного регулятора производства призвано вносить лишь определенные коррективы в механизм рынка в целях стимулирования процессов воспроизводства в масштабе всех стран-участниц, изменения межотраслевых пропорций, ослабления тех или иных социальных противоречий и т.д. Для этого может использоваться общая для всех стран налоговая политика, субсидирование развития отдельных производств или районов из общих фондов союза, составление общих программ экономического развития и другие меры. Тем не менее, и в условиях экономического союза национальное государство сохраняет в своих руках такую важную экономическую функцию, как перераспределение национального дохода через государственный бюджет. Сосредоточение в руках национального государства довольно значительной части создаваемого продукта является одной из существенных форм экономического обособления отдельных стран внутри союза, что составляет объективную основу для противоречий между ними.

Формирование экономического союза идет значительно медленнее, чем таможенного союза или общего рынка. Но оно идет. Этот этап предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства проведение общей экономической и социальной политики, а также унификацию законодательств в ключевых областях экономики. На этапе экономического союза возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов.

По мере развития экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать.

Основными формами международной экономической интеграции на сегодняшний день являются:

Европейский Союз (ЕС);

Североамериканская модель интеграции (НАФТА);

Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС);

Латино-Американская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ);

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

· Европейский Союз. Исходной точкой создания Европейского Союза (ЕС) следует считать парижское заявление 9 мая 1950 г. министра иностранных дел Франции Р. Шумана, предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее межнациональное руководство. ФРГ поддержала предложение Франции и в 1951г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств: ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Создание ЕС было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем .

Важная причина состояла и в стремлении западно-европейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз, политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Развитие вглубь - это формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕС определил последовательность мероприятий :

1. отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

2. введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

3. свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕС и свободная торговля услугами между странами-участницами;

4. проведение общей аграрной и транспортной политики;

5. создание валютного союза;

6. координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

7. унификация налоговых законодательств;

8. выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии. Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы. В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях. Это этап создания зоны свободной торговли (1958?1966 гг.). На нем были достигнуты 1 и 2 цели, предусмотренные Римским договором. Кроме того, с 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, предусматривающая для национальных сельскохозяйственных производителей возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые (на 30% и более) ? создан единый аграрный рынок. В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование таможенного союза (1968?1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике. В 1984?1987 гг. была принята "рамочная" комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы "Эврика". Далее создание общего рынка (1987?1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа о программе создания внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели :

1. устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий;

2. устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран;

3. введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации;

4. открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.

В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития. В 1991 г. подписано Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматривается свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей между странами Западной Европы; сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обеспечения; создание единой правовой системы. Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственного органа управления ЕС выступает Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта и обладает важнейшими нормотворческими функциями. Комиссия ЕС (КЕС) ? исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза .

Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге избирается с 1979г. прямым голосованием граждан во всех странах? членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.

К настоящему времени ЕС официально признал кандидатами на вступление в Союз 11 государств. С шестью из них, которые именуются "кандидатами первой очереди", КЕС начала в 1998 г. переговорный процесс. К этой группе (ее вступление собственно и станет пятым этапом расширения Союза) относятся Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Эстония, а также Кипр (греч.). К "кандидатам второй очереди", с которыми официальные переговоры в 1998 г. еще не велись, но начнутся в ближайшее время, относятся Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Болгария. Конкретные сроки расширения ЕС сейчас определить достаточно сложно. Отставание стран-кандидатов от ЕС по уровню экономического развития является отражением более низкой конкурентоспособности их национальных хозяйств. Это, безусловно, порождает весомые проблемы в сфере торговли. Полное подключение стран-кандидатов к внешнеторговому режиму ЕС потребует длительного переходного периода. Вместе с тем можно однозначно утверждать, что наибольшие трудности в деле полной интеграции стран-кандидатов в механизм ЕС будут связаны не со сферой торговли. В этом направлении уже сделаны важные шаги в ходе выполнения "европейских соглашений". Торговля между странами-членами ЕС и страна-ми-кандидатами уже претерпела коренную либерализацию, особенно по промышленной продукции (с оговорками по некоторым "чувствительным" товарам, например, черным металлам и текстилю). Страны-кандидаты, даже из второго эшелона, также заметно адаптировали свои внешнеторговые режимы к требованиям ЕС. Основные трудности сосредоточены в финансовой сфере. В целом суть проблем состоит в следующем. Весь механизм ЕС с самого начала существования этой интеграционной группировки нацелен на подтягивание менее развитых стран и регионов к уровню более развитых, недопущение новых проявлений "экономической дивергенции", или, напротив, на обеспечение "экономической конвергенции". Поэтому все страны-члены ЕС с показателем ВВП на душу населения выше среднего по Союзу являются нетто-спонсорами ЕС, т.е. они вносят в бюджет ЕС (прежде всего в его аграрный, региональный и социальный фонды) больше финансовых средств, чем получают оттуда. И наоборот, страны со сравнительно низким ВВП на душу населения являются нетто-реципиентами ЕС. К последним в настоящее время относятся Греция, Португалия, Испания, Ирландия, а также в ограниченных масштабах Финляндия, которая, по всей видимости, в ближайшей перспективе покинет группу стран-реципиентов. Еще большие трудности сопряжены с нынешнем состоянием рынка труда ЕС. В большинстве стран-членов ЕС доля безработных в самодеятельном населении, даже по заниженным официальным данным, составляет 10-12%, что создает, например, огромные проблемы в финансировании фондов страхования по безработице. Общее число безработных в ЕС, по официальным данным, составляет около 18 млн. Таким образом, по меньшей мере на первых порах расширение ЕС несет его странам-членам больше проблем, чем выгод. Однако политически расширение ЕС, безусловно, привело бы к укреплению молодых демократий (как это было с Грецией, Испанией и Португалией при их переходе от диктатуры к демократии) и общей стабилизации положения на континенте. Ни одна из стран-членов ЕС не заинтересована в том, чтобы иметь вблизи своих границ страны с нестабильными режимами. В этой связи вполне закономерно, что наиболее последовательными поборниками расширения ЕС выступают Германия и Австрия. Решение Союза об официальном признании 11 государств кандидатами первой и второй очереди было принято преимущественно по политическим причинам и соображениям .

· Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Интеграционный процесс в Северной Америке развивается уже несколько десятков лет, но политические институты, способствующие формированию данного процесса, получили распространение относительно недавно. Это обусловлено тем обстоятельством, что главным инициатором интеграционного процесса в северной Америке выступают США, уровень экономического развития которых исключительно высок. До конца 80-х годов ХХ столетия США не испытывали необходимости в заключении соглашений с какими-либо странами. В то же время ни Канада, ни тем более Мексика не были готовы войти вместе с США в состав участников одного и того же интеграционного объединения.

Тем не менее в 1985г. начались переговоры о заключении двустороннего американо-канадского соглашения о свободной торговле, которое было подписано в 1988 г. Соглашение предусматривало либерализацию в течение десятилетнего периода взаимной торговли товарами и услугами, урегулирование возникающих между государствами споров, обеспечение широкого доступа американского бизнеса на канадский рынок. Заключение Соглашения благоприятно отразилось на таких отраслях американской экономики, как автомобилестроение, полиграфическая промышленность, сельское хозяйство. В то же время американские и канадские компании, функционировавшие в добывающей промышленности, металлургии, судоходстве, столкнулись с некоторыми трудностями в результате действия Соглашения. Тем не менее, экономическая взаимозависимость между США и Канадой продолжала усиливаться. Соглашение о создании зоны свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, подписанное в 1994 г., представляет собой новый этап в развитии международных экономических отношений на североамериканском континенте. Этот трехсторонний договор имел своей целью формирование единого экономического пространства посредством отмены таможенных барьеров между государствами, обеспечение свободного перемещения через их границы товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Отмена тарифов на товары из США, Канады и Мексики идет постепенно, в течение максимально допустимого периода - 15 лет. Отмена тарифов между США и Канадой, начавшаяся еще в рамках Американо-Канадского соглашения о свободной торговле 1988 г., была завершена в 1998г. Для основной части американо-мексиканской и канадско-мексиканской торговли НАФТА либо немедленно устраняет существующие пошлины, либо устраняет на них период ограничения сроком от 5 до 10 лет. Лишь по некоторым, наиболее чувствительным товарам Соглашение предусматривает 15-летний период устранения пошлин. Канада и Мексика устранили все тарифные и нетарифные барьеры во взаимной сельскохозяйственной торговле, за исключением молочной продукции, птицеводства, яиц, сахара и сиропа. Канада сразу же после подписания НАФТА освободила Мексику от импортных ограничений, относящихся к пшенице, ячменю и продуктам из них, говядине, телятине и маргарину. Кроме того, были сняты ограничения и в других секторах экономики, в том числе в автомобилестроении, в текстильной промышленности. Тарифы на большинство текстильных товаров были отменены Канадой и Мексикой в 2002 г., а тарифы на одежду - в 2004 г. Вместе с тем нельзя не отметить, что сегодня НАФТА, в отличие от ЕС, как наиболее развитого интеграционного объединения, не существует наднациональных органов управления, имеющих право принимать решения, обязательные для всех участников Соглашения; у НАФТА отсутствует единая экономическая, а валютно-финансовая политика. Кроме того, по сравнению с ЕС, оказывающего помощь своим менее развитым странам-членам, таким как Греция, Ирландия, Испания, Португалия, НАФТА такой помощи не предусматривает. Это означает, что Мексика вынуждена самостоятельно справляться со своими экономическими трудностями. Эффективность действия Соглашения можно будет выявить лишь по истечении 10 лет, что обусловлено в первую очередь масштабами экономики США по сравнению с Канадой и Мексикой. Хотя в целом отмечается рост экспорта и импорта в сфере торговли, в первую очередь между США и Мексикой, происходит увеличение занятости и уровня доходов населения США, наблюдается рост производительности труда. Кроме того, происходит перенос части бизнеса с территории США в Мексику, при одновременной миграции населения из Мексики в США. Все это возможно объяснить в определенной мере положительным воздействием образования НАФТА на международное экономическое сотрудничество на северо-американском континенте. Что касается влияния НАФТА на экономику Канады, то пока рано говорить о его воздействии. Это вызвано тем, что экономика Канады весьма тесно и давно привязана к экономике США. Мексика же играет пока незначительную роль в экономике Канады Создание столь значительного торгово-экономического блока не могло не сказаться на настроениях деловых кругов в остальных странах западного полушария. Не случайно вскоре после создания интеграционного объединения НАФТА желание присоединиться к нему изъявили некоторые страны Южной Америки .

· Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). На сегодняшний день, предпринимаются достаточно активные усилия для развития международного сотрудничества в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), сформированного в ноябре 1989 г. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 г. проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками форума являются 21 страна: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. Таким образом, в нем представлены страны с весьма весомым и растущим экономическим потенциалом. По своему характеру, целям и даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипично. Это экономическое объединение создано государствами, сильно различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, идеологией и даже психологией людей. Однако промышленно развитие и развивающиеся страны сотрудничают здесь как равноправные партнеры. В странах - членах АТЭС проживают более 2,5 млрд. человек, совокупный ВВП этих стран превышает 26 трлн. дол.(2004 г.). На их долю приходится более 50% мировой торговли. Сохраняя консультативный статус, АТЭС фактически превращается в достаточно эффективный механизм, в рамках которого вырабатываются и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической, научно- технической и инвестиционной деятельности, а также международного бизнеса. В рамках АТЭС ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий, изучаются возможности применения новых электронно-вычислительных технологий и обеспечения их доступности для всех стран региона, а также развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления в международный бизнес .

· Латино-Американская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ). Интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах мира Интеграция в Латинской Америке привела к созданию в 1960 г. Латино-Американской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), в которую вошли Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Чили, Эквадор. Эта организация предусматривала либерализацию взаимной торговли, установление таможенных барьеров в отношении третьих стран, увеличение внутреннего товарооборота. Со времен, согласно договору Монтевидео - II, подписанному в 1980 г., ЛАСТ была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), в которую помимо вышеназванных стран вошел Уругвай. Постепенно государства Латинской Америки стали переходить от практики создания многосторонних объединений к организации малочисленных группировок. Одной из них является созданный в 1995 г. между Аргентиной, Бразилией и Уругваем "Общий рынок" (МЕРКОСУР). Позже в МЕРКОСУР вступили Парагвай, а об участии в нем в качестве ассоциированных членов заявили Чили и Боливия. В МЕРКОСУР 95% взаимной торговли не облагают пошлинами, а в ближайшее время планируется отменить и оставшиеся тарифы. Благодаря созданию МЕРКОСУР произошло существенное увеличение внутренней торговли, усилилось взаимодействие с другими интеграционными объединениями (например, с ЕС в 1995 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве), увеличилась инвестиционная активности как между участниками Соглашения, так и третьих стран. Кроме того, подписано предварительное соглашение о создании зоны свободной торговли между МЕРКОСУР и Сообществом развития Южной Африки .

· АСЕАН - международное интеграционное объединение, образованное 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В него вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней - Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа - Новая Гвинея. АСЕАН - одно из крупнейших в мире интеграционных объединений, совокупная численность населения которого насчитывает около 500 человек, а совокупный ВВП стран АСЕАН достигает почти 1 трлн. дол. В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию экю - экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в АТР. Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных экономических задач: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций, введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления внешнеэкономической деятельностью. За время своего существования АСЕАН зарекомендовала себя как зрелая политическая организация. Страны с недостаточно развитой экономикой, но обладающие необходимыми сырьевыми и трудовыми ресурсами при иностранной поддержке финансовыми, техническими, научными средствами, способны достичь высоких темпов своего экономического развития. Когда экстенсивный рост за счет притока иностранных инвестиций был исчерпан, страны Юго-Восточной Азии приступили к поиску внутренних интенсивных факторов экономического развития, например за счет региональной интеграции в рамках АСЕАН, которая пока не принесла им желаемого эффекта, но создала широкое, единое экономическое пространство для плодотворного международного бизнеса .

· Интеграционные процессы в рамках СНГ. Жизненную необходимость экономической интеграции для стран республик СССР можно объяснить рядом причин. Политическая независимость не дала этим странам экономической самостоятельности. После распада СССР молодые государства стали остро ощущать недостаточное развитие производительных сил, усиливающуюся зависимость их экономик от Запада. Объединяя усилия в борьбе против неравноправного разделения труда, бывшие республики СССР добиваются более справедливых экономических отношений. После распада СССР эти новые проблемы было призвано решить Содружество Независимых Государств - СНГ. Весьма важным интегрирующим фактором в рамках СНГ считается наличие совместно созданной, единой и целостной инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммуникационной систем). Нарушение единства существовавшей в рамках СССР инфраструктуры исключает для каждого из государств постсоветского пространства возможность ее эффективной эксплуатации. Важное значение продолжают иметь созданные по единым технико-экономическим условиям и государственным стандартам основные фонды, общая система подготовки специалистов и научных кадров во всех сферах экономики. Одним из главных интегрирующих факторов остается необходимость восстановления и развития более тесного торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ. Основополагающими правовыми документами СНГ являются Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанное Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г., Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли еще 8 стран - Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ, содержащий основные направления деятельности Содружества, среди которых первоочередными являются: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений, координация кредитно-финансовой и социальной политики, содействие развитию торгово-экономических связей государств - членов, создание общего информационного пространства, осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта. Правовой базой для развития экономических интеграционных связей в рамках СНГ стал Договор о создании экономического союза, подписанный 24 сентября 1993 г. Договор символизировал осознание необходимости интеграционного взаимодействия, потребности сделать приоритетными экономические аспекты интеграции, получить реальные результаты, взаимные выгоды от тесного межгосударственного сотрудничества. Договором было предусмотрено поэтапное углубление интеграции путем создания зоны свободной торговли, таможенного поста, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного союза, что несомненно открывало широкие просторы для развития международного бизнеса. Для реального функционирования Экономического союза нужны конструктивные решения, обоснованная концепция его строительства, которая была определена в перспективном плане интеграционного развития СНГ, принятом 21 октября 1884 г. В этом Плане предусматривалось как минимум восстановление прежних хозяйственных связей, а также формирование таможенного и платежного союза Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия СГГ входит решение любых принципиальных вопросов, связанных с общими интересами государств- участников. СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти и экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП проводит четыре заседания в год, СГГ - два. К началу ХХI в. СНГ не удалось кардинально решить многие жизненно важные задачи, в том числе организацию качественно новых экономических отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение общего экономического пространства. При эффективном развитии интеграции в рамках СНГ международный бизнес может способствовать более быстрому и безболезненному преодолению экономического кризиса, а также завоеванию СНГ достойного места в мировом сообществе и мировой экономике. В октябре 2000 г. в Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который является не только формой правового и организационного оформления объединения пяти государств, но и основой перевода их межгосударственного сотрудничества на новый уровень. Целями ЕврАзЭС провозглашены: эффективное продвижение процесса укрепления таможенного союза и единого экономического пространства, реализация других задач, определенных в ранее подписанных сторонами базовых документах. Организационно-правовое оформление экономического объединения пяти государств - участников СНГ полностью вписывается в концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции и ни в коей мере не противоречит перспективам развития сотрудничества в рамках СНГ. Более того, в ЕврАзЭС будут проходить апробацию формы и методы экономического взаимодействия, которые затем можно будет применять и на более широкой основе. Являясь открытым объединением, Евразийское экономическое сообщество готово и способно сыграть роль катализатора и локомотива интеграционных процессов на экономическом пространстве двух континентов - Европы и Азии, что откроет еще большие просторы для ведения международного бизнеса. Интеграционный процесс по своей природе объективен. Его главной целью является установление при активном содействии о стороны государств-участников устойчивых всесторонних торгово-экономических связей между национальными хозяйствами двух или более стран с аналогичным социально-экономическим строем. В ходе развития интеграционного процесса происходит взаимопроникновение, а в перспективе и сращивание в той или иной мере национальных процессов воспроизводства, сближение социальных и институциональных структур разных стран.

Белорусский лидер убежден в целесообразности "сопряжения возможностей стран с крупными международными проектами, в первую очередь с экономическим поясом Шелкового пути". Он напомнил участникам заседания, что его страна уже активно участвует в нем, развивая китайско-белорусский индустриальный парк "Великий камень". Кроме того, Лукашенко уверен, что стабильным отношениям между государствами СНГ будет способствовать и широкий диалог Содружества с Евразийским экономическим союзом.

Президент РБ предложил поручить исполнительному секретарю СНГ и председателю Коллегии Евразийской экономической комиссии активизировать подготовку к подписанию обновленного меморандума об углублении взаимодействия между ЕЭК и Исполкомом СНГ. "Этот документ позволит партнерам по Содружеству оперативно и в полном объеме получать информацию о развитии евразийской интеграции, объективно оценивать перспективы наращивания сотрудничества по приоритетным направлениям", - констатировал он.

Лукашенко призывал лидеров СНГ к единству и совместным действиям "на фоне разрушения сложившейся системы международной торговли", подчеркнув, что для Минска неизменным приоритетом в Содружестве остается укрепление экономического сотрудничества. При это он отметил, что мировые рыночные отношения все больше теряют признаки цивилизованного взаимодействия между странами.

"С подачи Запада безапелляционно, в одностороннем порядке разрушается создаваемая десятилетиями система международной торговли. Использование неправовых механизмов превращается в норму и ставит наши экономики в уязвимое положение", - отметил оратор. "С одной стороны, мы должны объединить усилия для совместной защиты интересов на глобальном рынке. С другой - активизировать взаимную торговлю и инвестиции, расширять промышленную кооперацию. Ответить консолидацией и повышением роли Содружества как регионального игрока", - заявил Лукашенко.

Президент с сожалением констатировал, что, по его мнению, пока не удалось до конца сформулировать теоретическую модель и создать практическую стратегию экономической интеграции в СНГ. Он выступил с инициативой обновить в Концепции дальнейшего развития СНГ экономический блок, который, по его словам, "может стать идеологической основой для более полного использования научно-производственного и инвестиционного потенциала в рамках Содружества. Необходимо разумно увязать это с разработкой Стратегии экономического развития СНГ на период после 2020 года".

По словам белорусского руководителя, и в концепции, и в стратегии следует закрепить современные ориентиры, определить общие точки экономического роста.

Бухгалтерский учет