Российско турецкие проекты. Российско-турецкие экономические отношения

Среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 5-е по экспорту и 13-е по импорту. Доля Турции во внешнеторговом обороте России составляет 4 %.

В соответствии с официальной российской статистикой, в 2013 году из России в Турцию поступило инвестиций на сумму 953,9 миллиона долларов, из Турции в Россию — 526,4 миллиона долларов.

Российские инвестиции направлялись, главным образом, в уставный капитал малых и средних предприятий сферы услуг. В последнее время наметилась тенденция расширения направлений инвестиционного сотрудничества с Турцией в таких областях, как топливно-энергетическая сфера и черная металлургия, атомная энергетика, банковское дело, мобильная связь и интернет-технологии.

К наиболее крупным относится сооружение российскими специалистами атомной электростанции (АЭС) "Аккую" в городе Мерсин (объем инвестиций составит около 20 миллиардов долларов). Начало строительства самой АЭС намечено на конец 2016 года.

Один из приоритетов — реализация проекта строительства нового газопровода " из России в Турцию по дну Черного моря. "Газпром" считает реалистичным строительство двух ниток газопровода общей мощностью до 32 миллиардов кубометров газа в год. Строительство планировалось начать в июне 2015 года, но проект все еще остается в стадии обсуждения.

Группа компаний Омсктехуглерод в 2013 году зарегистрировала представительство компании в Стамбуле OMSK CARBON ISTANBUL Dis Tic Ltd. В Турцию поставляется продукция двух заводов - Волгоградского и Омского заводов технического углерода, которые входят в группу Омсктехуглерода, как напрямую из России до фабрик клиентов, так и через организованные собственные склады в Гебзе и Мерсине.

В 2012 году российский "Сбербанк" приобрел турецкий "Денизбанк", занимавший шестое место в десятке крупнейших банков Турции (сумма сделки составила 3,5 миллиарда долларов). В периметр сделки были также включены дочерние отделения "Денизбанка" в России, Австрии, а также финансовая, лизинговая и другие финансовые компании.

Другим крупным проектом стал контракт между российской "Альфа Групп" и холдингом "Чукурова" на приобретение пакета акций крупнейшего турецкого оператора сотовой связи "Тюрксел" на сумму 3,3 миллиарда долларов.

ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ОАО ММК) совместно с турецким партнером реализовало в 2011 году проект строительства завода по производству листового проката в городе Искендерун и в настоящее время является его единственным владельцем (общий объем инвестиций - около 2 миллиардов долларов).

В 2010 году ОАО "Мечел" приобрело 100 % акций турецкой торговой группы "Раматекс", основной деятельностью которой являлась дистрибуция проката из конструкционной и нержавеющей стали, а также других видов металлопродукции. Сумма сделки составила 3 миллиона долларов.

В 2009 году НК ОАО "ЛУКОЙЛ" в лице LukoilEurasiaPetrol A.S завершила выплаты по контракту на покупку 100 % акций крупного оператора сети автозаправочных станций Турции Akpet (5 % турецкого розничного рынка нефтепродуктов). Общая сумма сделки составила 555 миллионов долларов.

Примером производственной кооперации является проект сборочного производства автомобилей "ГАЗель БИЗНЕС" российского холдинга "ГАЗ" и турецкой компании "Мерса Отомотив" в провинции Сакарья (150 километров от Стамбула), запуск которого состоялся 2 декабря 2012 года. На предприятии осуществляется сборка автомобилей "ГАЗель БИЗНЕС" с дизельным двигателем из комплектов, поставляемых "Группой ГАЗ".

В настоящее время турецкие инвестиции в Россию в основном направляются в текстильную, пищевую, химическую, деревообрабатывающую, электронную и электротехническую промышленность, производство строительных и отделочных материалов, автомобилестроение и производство автокомпонентов, сферу услуг, торговлю, туризм, банковский сектор.

На современном этапе особенностью инвестиционной деятельности турецких компаний являются перевод капиталовложений из крупных мегаполисов в регионы, в частности из Москвы в Подмосковье, Татарстан, Владимирскую и Пензенскую области.

Существенное внимание турецкий бизнес проявляет к развитию инвестиционного сотрудничества с субъектами Южного федерального округа России, а также инвестированию в особые экономические зоны (ОЭЗ).

Сохраняется широкое присутствие турецких компаний на российском рынке подрядных услуг. В России работает около 100 турецких строительных организаций на объектах Москвы и области, Санкт-Петербурга, а также Татарстана, Башкортостана, Свердловской, Владимирской, Ростовской областей и Краснодарского края. Всего с конца 1980-х годов и по настоящее время турецкими фирмами построено на территории России свыше 800 объектов.

В качестве примера успешной работы предприятий с турецким капиталом можно привести деятельность новороссийской обувной фабрики "Брис-Босфор". Стабильно работает совместное предприятие "Рокланд" в Серпухове Московской области (40 % капитала которого принадлежит компании "Аймасан", а 60 % — российским партнерам). Продукция этого предприятия реализуется под торговой маркой "Терволина".

Аналогичное сотрудничество налаживается в городах Тверь и Галич Костромской области на кожевенном заводе с участием турецкой компании "Саркем".

Примером кооперации с турецкими текстильными компаниями является ЗАО Корпорация "Глория-Джинс" в Ростовской области.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Наверстать утраченное и выйти на новый уровень взаимодействия. Российско-турецкие переговоры в Кремле. Владимир Путин и Реджеп Эрдоган обсуждают масштабные совместные проекты в области энергетики, региональную безопасность, борьбу с терроризмом, Сирию.

Сначала была встреча в узком составе, затем в расширенном. И, как отметил президент России, связи между Москвой и Анкарой восстанавливаются, и быстрыми темпами.

Несколько минут назад начался рабочий обед с участием членов делегации России и Турции. Он проходит в рамках заседания Совета сотрудничества высшего уровня, работа которого возобновилась после двухлетнего перерыва, связанного с кризисом в отношениях после того, как турецкие ВВС сбили в Сирии российский бомбардировщик.

Владимир Путин встретил турецкого президента в Зеленой гостиной Большого Кремлевского дворца. Во время протокольной съемки Реджеп Эрдоган по-английски спросил сначала Владимира Путина, а затем и Сергея Лаврова: «Как дела?» Встреча в узком составе шла почти три часа - в два раза дольше запланированного.

Помимо президентов, в беседе приняли участие главы внешнеполитических ведомств, министр обороны России, глава турецкой разведки, заместитель руководителя администрации Эрдогана и спецпредставитель президента России по сирийскому урегулированию.

Известно, что вопросы военного сотрудничества президенты обсудили в том числе и тет-а-тет, без членов своих делегаций.

В заседании Совета сотрудничества высшего уровня приняли участие 39 человек. На переговорах с обеих сторон внушительные делегации: кабинеты министров России и Турции практически в полном составе, а также представители крупного бизнеса. Учитывая, что до кризиса официальная Анкара была одним из крупнейших деловых партнеров Москвы, на повестке дня развитие торгово-экономических отношений.

В 2016 году товарооборот между нашими странами сократился на треть и дошел до показателей десятилетней давности. Одна из важных задач, по словам Владимира Путина, вернуть торгово-экономические отношения на прежний уровень.

«Россией и Турцией уже достигнуты неплохие показатели по встречным капиталовложениям, по 10 миллиардов долларов с каждой стороны. Конечно, это не предел. Запуску новых совместных проектов должна способствовать активная деятельность Российско-турецкого инвестиционного фонда. Отрадно, что подлинно стратегического уровня достигло взаимодействие в энергетике. Турция занимает второе место по объемам закупок российского газа. В прошлом месяце вступило в силу межправсоглашение по масштабному проекту строительства газовой системы «Турецкий поток». Практическая реализация этого проекта позволит нарастить объемы поставок природного газа в Турцию, повысить ее транзитный потенциал», - рассказал президент России.

«Мы придаем большое значение развитию нашего торгового оборота и развитию наших экономических отношений. К сожалению, в последнее время товарооборот снизился, но мы ставим перед собой цель его увеличить. Что касается строительства АЭС «Аккую», то для нас скорейший запуск этого проекта имеет жизненно важное значение. Мы следим за его реализацией», - сказал в свою очередь президент Турции.

Амбициозный проект по строительству первой турецкой атомной электростанции «Аккую» планируется завершить к 2023 году. АЭС будет состоять из четырех энергоблоков с российскими реакторами. Ориентировочная стоимость работ: 20 миллиардов долларов. Также планируется, что сегодня будет подписан целый пакет документов, как, например, соглашение о создании совместного российско-турецкого инвестиционного фонда объемом до одного миллиарда долларов для финансирования проектов на территории двух стран.

«Активизация двухсторонних экономических связей способствовала бы увеличению доли национальных валют во взаимных расчетах. Мы знаем, что господин президент это активно поддерживает. Конкретным шагом в этом направлении станет создание в Турции инфраструктуры обслуживания банковских карт российской платежной системы «Мир», - отметил Владимир Путин.

«Что касается туризма, мы потеряли некоторое количество времени, и не могли развивать наши отношения в этом направлении. Но уверен, что мы сможем наверстать это отставание, и, конечно, думаю, мы перейдем на новые способы расчетов. Что же касается безвизового режима, нам нужно скорее решить этот вопрос», - подчеркнул Реджеп Эрдоган.

Еще один ключевой вопрос на переговорах, конечно же, взаимодействие в Сирии и борьба с терроризмом. Наряду с Ираном, Россия и Турция - непосредственные инициаторы астанинских мирных переговоров по урегулированию сирийского конфликта.

«Особого внимания требуют военно-техническое сотрудничество, контакты по линии правоохранительных органов и специальных служб, в том числе с области борьбы с терроризмом. Российские силовые структуры заинтересованы в налаживании обмена информацией о перемещениях по территории наших стран лиц, причастных к террору», - сказал Владимир Путин.

О результатах целого дня российско-турецких переговоров лидеры расскажут на совместной пресс-конференции, которая пройдет в Малахитовом фойе. Для пресс-конференции уже все готово, ожидается, что она начнется в ближайшее время.

История российско-турецких отношений - Российско турецкие дипломатические отношения были установлены в 1701 году, когда в Константинополе открылось посольство России. Хотя двусторонние межгосударственные связи насчитывают более пяти веков историки ведут отсчет от послания князя… … Википедия

Турецко-российские отношения - Российско турецкие отношения Турция Россия … Википедия

Межгосударственные отношения между Россией и Турцией - История межгосударственных российско турецких отношений насчитывает свыше пяти веков сохранилось послание князя Ивана III по вопросам морской торговли, направленное 30 августа 1492 года османскому султану Баязиду II. Посольство же Российской… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Дипломатические отношения России - Российская Федерация установила дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами членами ООН. В настоящее время Россия поддерживает дипломатические отношения со 189 государствами членами ООН, а также с наблюдателями при ООН:… … Википедия

Русско-турецкие войны - … Википедия

Русско-Турецкие войны - 1676−1681 1686−1700 1710−1713 1735−1739 1768−1774 1787−1792 … Википедия

Русско-турецкие войны 17 - 19 вв. - Русско турецкие войны 1676−1681 1686−1700 1710−1713 1735−1739 1768−1774 1787−1792 … Википедия

Турция - Турецкая Республика Türkiye Cumhuriyeti … Википедия

Внешняя торговля России - Динамика объёмов экспорта и импорта России в 1994 2009 годах, млрд долларов США Внешняя торговля России торговля России со странами мира. Внешнеторговый оборот России вырос в 2008 году на 33,2 % до $735 млрд (по данным… … Википедия

Книги

  • Российско-турецкие отношения. Первые 15 лет XXI века , . Сборник составили материалы семинаров и научных исследований ученых-тюркологов, работающих в Российско-турецком учебно-научном центре РГГУ, и участников научныхмероприятий Центра. Статьи… Купить за 501 руб
  • Российско-турецкие отношения. Первые 15 лет XXI столетия , Васильев Д.Д.. Сборник составили материалы семинаров и научных исследований ученых-тюркологов, работающих в Российско-турецком учебно-научном центре РГГУ, и участников научныхмероприятий Центра. Статьи…

В Анкаре он проведет переговоры с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и примет участие в очередном заседании Совета сотрудничества высшего уровня между Россией и Турцией. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о развитии российско-турецких политических отношений с 2015 года.

Кризис 2015-2016 гг.

В 2015 г. отношения между Россией и Турцией, которые стабильно развивались в разных сферах на протяжении многих лет, столкнулись с серьезным кризисом. Его причиной стал инцидент с бомбардировщиком Су-24 ВКС РФ, который был сбит истребителем ВВС Турции 24 ноября 2015 г. над территорией Сирии. При катапультировании был убит российский пилот Олег Пешков. Президент РФ Владимир Путин охарактеризовал действия Анкары как «удар, который нам нанесли в спину пособники терроризма» и подчеркнул, что это событие будет иметь серьезные последствия для дальнейших российско-турецких отношений. В свою очередь, Эрдоган отказался приносить извинения и заявил, что при повторении подобной ситуации Турция поступит «точно так же».

1 января 2016 г. Россия ввела запреты на чартерные воздушные перевозки с Турцией и на продажу туров; приостановила безвизовый режим и ввела санкции в отношении широкого перечня турецких товаров (в первую очередь, сельхозпродукции). Были приостановлены крупные экономические проекты, в частности реализация газопровода «Турецкий поток» и АЭС «Аккую». Двусторонние политические контакты были заморожены.

Постепенная нормализация отношений

Процесс нормализации двусторонних отношений начался летом 2016 г. после того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил Владимиру Путину послание с извинением за сбитый бомбардировщик. 9 августа 2016 г. Эрдоган приезжал для встречи с Владимиром Путиным в Санкт-Петербург. По итогам переговоров было объявлено о решении вывести отношения на докризисный уровень.

Уже в августе был отменен запрет на реализацию туров в Турцию и сняты ограничения на чартерные перевозки между двумя странами (по итогам пяти месяцев 2016 г. доля российских туристов составила всего 1,7% от общего числа въезжающих в Турцию иностранцев; в 2015 г. россиянином был каждый десятый въезжающий страну). Россия и Турция согласовали необходимые решения для реализации проекта АЭС «Аккую». Анкара предоставила атомной электростанции статус стратегической инвестиции (приоритетный проект экономического развития). В октябре 2016 г. в Стамбуле было подписано межправительственное соглашение по газопроводу «Турецкий поток». В том же месяце правительство РФ отменило запрет на ввоз некоторых попавших под санкции фруктов.

Новым вызовом для двусторонних отношений стало убийство российского посла в Турции Андрея Карлова 19 декабря 2016 г. Москва и Анкара расценили теракт как провокацию, направленную на срыв процесса нормализации отношений. Президент Турции пообещал, что виновные в гибели посла будут найдены и наказаны. Политический диалог был продолжен. Однако были приостановлены переговоры о ведении безвизового режима, инициированные турецкой стороной в октябре 2016 г.

10 марта 2017 г. в ходе встречи с Реджепом Тайипом Эрдоганом в Москве Владимир Путин констатировал, что страны вернулись на путь сотрудничества. По итогам переговоров был подписан ряд документов, в том числе среднесрочная программа торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между правительствами двух стран на 2017-2020 гг., а также соглашение между Российским фондом прямых инвестиций и Турецким суверенным фондом о создании российско-турецкого инвестиционного фонда. Достигнута договоренность о проведении в 2019 г. «перекрестного» года культуры и туризма. Политическая нормализация между Москвой и Анкарой способствовала постепенному возобновлению двусторонней торговли и размораживанию сотрудничества в таких областях, как энергетика, газовая промышленность, атомные проекты, туризм.

Сотрудничество по решению сирийского кризиса

Одним из направлений сотрудничества после нормализации отношений стала Сирия. Несмотря на то что Москва выступает в качестве союзника режима Башара Асада, а Анкара поддерживает оппозиционные ему силы, к концу 2016 г. Россия и Турция, к которым присоединился Иран, стали ключевыми участниками сирийского урегулирования. По итогам переговоров этих стран в Москве 20 декабря 2016 г. в Сирии был установлен режим прекращения огня (начал действовать 30 декабря 2016 г.). Турция, Россия и Иран выступили гарантами межсирийского переговорного процесса в Астане (начался в январе 2017 г.). Подводя итоги годовой работы Астанинского формата, главы МИД стран-гарантов на встрече в столице Казахстана в марте 2018 г. констатировали заметный прогресс в урегулировании сирийского кризиса. В частности, были созданы зоны деэскалации, выработаны принципы гуманитарного разминирования, сформирована рабочая группа по освобождению задержанных и заложников, улучшена ситуация с оказанием гуманитарной помощи, созданы условия для возобновления политического процесса в Сирии.

Кроме того, ВВС России и Турции проводили в Сирии совместные операции против боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещена в России). 12 февраля 2017 г. стороны подписали меморандум о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии. Необходимость в координации действий авиации возникла после инцидента в районе города Эль-Баб (на севере Сирии) 9 февраля 2017 г., когда в результате ударов российских бомбардировщиков по позициям боевиков ИГ непреднамеренно были убиты три турецких солдата и 11 получили ранения.

Российско-турецкие отношения сложно назвать безоблачными. Только за период санкционного давления они несколько раз переживали период взлета и падения. Кремль неоднократно делал ставку на усиление этого вектора, в ответ получал преимущественно "новый удар в спину". Рассмотрим главные события российско-турецких отношений в их временной развертке с 2014 года по настоящее время.

2014—2016 ГГ.

После введения санкций Кремль приступил к поиску альтернативных партнеров. Турция мыслилась в этой связи подходящим кандидатом, поскольку она могла предложить альтернативные пути прокладки газопровода, поставляла на российский рынок продовольствие и инвестировала в российскую экономику.

Кремль не смущали традиционно исторически обусловленные отношения враждебности между государствами. Турция — традиционный геополитический противник, наследник Османской империи, с которой Россия вела многочисленные войны, государство, враждебно настроенное к политическому союзнику на постсоветском пространстве — Армении и, наконец, потенциальный центр притяжения для мусульманских республик, например, Азербайджана. Турция, стоящая в очереди в ЕС, и, соответственно, уязвимая к давлению с его стороны, для России могла быть только непредсказуемым партнером. Но несмотря на это был взят полный курс на укрепление сотрудничества с Турцией, которое за минувшие три года развивалось весьма драматично. Вспомним главные вехи российско-турецких отношений.

1. В августа 2014 года Россия объявила продовольственное эмбарго на товары из Европы и заменила выпадающий объем товаров на турецкие. В этот же период подписываются основные документы по Турецкому потоку.

2. Россия приступает к наземной операции в Сирии, в результате которой происходит обстрел района проживания туркоманов. Российский лидер заявляет, что "я слыхом не слыхивал. Я знаю, что туркмены живут, наши родные туркмены, в Туркменистане, а здесь не понять ничего… Нам никто ничего не говорил", в то время как Эрдоган говорит о том, что лично уведомил Путина о районе проживания туркоманов. Турецкие силы сбивают российский самолет. Отношения с республикой на грани дипломатического разрыва, чему в первую очередь способствовала истеричная реакция Кремля, который требовал публичных извинений и компенсаций. За короткий период времени был принят комплекс антитурецких действий: эмбарго на поставки продовольствия из республики, прекращение инвестиционного сотрудничества, разрыв культурных связей, закрытие доступа россиянам на турецкие курорты, остановка масштабных проектов — Турецкого потока и АЭС "Аккую", отмена безвизового режима, запрет найма турецкой рабочей силы, на выполнение отдельных видов работ турецкими фирмами, на чартерные воздушные перевозки между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, усиление контроля деятельности турецких автоперевозчиков на территории России и сокращение таких разрешений до 2000 единиц, усиление портового контроля и контроля обеспечения транспортной безопасности акваторий российских морских портов в Азово-Черноморском бассейне, приостановление деятельности Смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Этот период истории российской внешней политики показал, что российская элита не способна прогнозировать, выстраивать последовательные отношения, что она не может взвешенно реагировать на форс-мажорные ситуации. Вывод из этого неутешителен: нервная, эмоциональная реакция, перегибы, в том числе на местах, неуравновешенная реакция, полностью исключающая оценку ущерба своему народу и собственному бизнесу.

3. Кремль, готовый к продолжению диалога, воспользовался извинениями Турции семье погибших летчиков. Фактически Турция просила прощение не у народа или ее правителя, а у отдельно взятой семьи. Да и текст письма составлялся в тесной консультации с администрацией Кремля. Как заявил один из посредников в процессе перемирия — глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в первом варианте письма Эрдогана Путину не было извинений. Письмо пришлось неоднократно дорабатывать, чтобы в нем нашли отражение формулировки, угодные Путину. Да и в итоге опубликованная версия была скорректирована и включала в себя извинения, в то время как Пресс-секретарь турецкого президента подчеркивал, что в письме Эрдогана не содержалось извинений. Но Кремль выставил это так, будто он одержал победу.

Начался процесс нормализации отношений, в первую очередь был восстановлен проект Турецкого потока. 9 октября 2016 года правительство России отменило запрет на импорт из Турции апельсинов, мандаринов, абрикосов, персиков (включая нектарины) и слив. С 9 марта 2017 года снят запрет на поставки репчатого лука и лука шалот, цветной капусты и капусты брокколи, а также соли и гвоздик. Кремль приступил к нормализации отношений и долгосрочному партнерству. В сирийском вопросе Кремль идет на значительные уступки. Прямую интервенцию Турции в Сирию оставляет без комментариев. В итоге в Сирии формируется коалиция, состоящая из Ирана, Турции и России. Если первые две республики имеют свои геополитические цели в регионе, диаметрально противоположные друг другу, то российская позиция остается туманной и сводится к формуле "нас пригласили, мы пришли".

4. Провокационное убийство российского посла в Анкаре по замыслу преступников должно было осложнить двусторонние отношения, но газ оказался важнее. Убийство Карлова не привело к обострению отношений.

К концу 2016 года Турция была одним из приоритетных партнеров, с которым Кремль выстраивал долгосрочные проекты на основе газового вопроса. Ради Турецкого потока сознательно игнорировались вопросы национальной безопасности, безопасности российских граждан и союзнические отношения России с Ираном и Сирией. Однако начало 2017 года показало, что стратегическую линию необходимо прорабатывать более системно и последовательно.

ГОД 2017: НОВЫЙ УДАР

В марте этого года казалось, что отношения развиваются устойчиво. Путин заявил о восстановлении политического диалога, указал на "солидный потенциал для поступательного развития, добрососедских связей". Эрдоган в свою очередь объявил, что стадию нормализации отношений Москва и Анкара уже миновали.

В феврале-марте 2017 года Турция преподнесла новый урок Кремлю, который сделал ставку на долгосрочное сотрудничество, в первую очередь в рамках газового проекта. Во-первых, власти страны напомнили, что считают Крым не российской территорией. Министр иностранных дел республики заявил, что "Турция полностью поддерживает территориальную целостность, суверенитет, независимость и политическое единство Украины". В феврале глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара не признает вхождение Крыма в состав России. Для большей наглядности они остановили паромное сообщение с Крымом, тем самым поставив под удар отношения с Россией. Турция отказалась принимать корабли, прибывающие из Крыма, хотя на другие регионы России это ограничение не распространялось. Формально Турция не присоединялась к санкциям в отношении Крыма, фактически блокада является ничем иным как санкциями. Основной акцент в этом вопросе Турция делает на защите крымских татар. Во-вторых, Турция ввела таможенные барьеры в торговле с Россией — таможенные пошлины на ведущие статьи экспорта.

‍Анкара лишила Россию права беспошлинной поставки пшеницы, кукурузы и подсолнечного шрота, остановив выдачу лицензий на импорт этой российской продукции. Российская пшеница теперь будет облагаться пошлиной в размере 130%, рис — 45%, подсолнечное масло — 36%, 13,5% — за шрот подсолнечника и более чем 9,5% — за бобовые. Для подсолнечного масла по сути сформированы заградительные ограничения. Фактически при такой пошлине поставки в Турцию будут нерентабельными. С технической стороны все сделано было так, что не вызывало подозрений в политизации темы. Если ранее турецкие производители ввозили российскую пшеницу для переработки и экспортировали ее затем в другие страны и для пшеницы применялась нулевая ставка, то теперь был введен критерий "стран происхождения товара", из списка была изъята Россия. До 15 марта такого списка стран не существовало. Национальная ассоциация экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП) заявила, что Турция фактически ввела эмбарго на поставки сельскохозяйственной продукции из России. Российские производители по заявлению Ткачева смогут переориентироваться только через пять месяцев, все это время они будут нести убытки. Российская реакция, которую озвучил Песков, была в традиционной форме игнорирования прямых сигналов. Песков заявил, что "это обычный экономический процесс". Удивительно даже не это, а то, что Россия все эти годы занималась лишь тем, что ввозила зерно в Турцию, из которого последняя изготавливала муку, за счет которой заняла по сути все арабско-азиатские рынки. Кремль же создал все условия для экспорта зерна, а не для экспорта продукции более высокого передела.

Не исключено, что на введение пошлин Турция пошла с целью наказать Россию за то, что последняя до сих пор не открыла свой рынок для турецких овощей (в первую очередь томатов) и фруктов. В таком случае все партнерство сводится к взаимодействию в формате "око за око".

В-третьих, проамериканские подходы Турции в Сирии будут в дальнейшем осложнять отношения республики с Россией. Эрдоган в преддверии удара США по Сирии заявил, что готов оказать поддержку возможной военной операции США в Сирии, о которой заговорил Трамп в контексте химической атаки в Сирии. Авиаудар США по Сирии с 6 на 7 апреля, который российский лидер назвал агрессией, Турцией был поддержан. Наряду с тем, что Турция выступает против Асада, на стороне которого воюет Россия, отношения обостряются проблемой сирийских курдов, угрожающих территориальной целостности Турции. Анкара обвиняет Россию в поддержке последних. Да и в проекте сирийской конституции, подготовленном Россией, курды получили свою автономию. В марте выстрел снайпера с территории, подконтрольной курдам, привел к гибели турецкого солдата. Согласно соглашению о прекращении огня именно Россия несет ответственность за отслеживание нарушений в упомянутом регионе. В связи с инцидентом Турция уже вызвала российского временного поверенного. Напомним, что в Москве существует неформальный офис сирийской курдской партии "Демократический союз".

Все эти обострения происходят на фоне вполне лояльной Турции политике Кремля:

— правительство планировало отменить ограничения на импорт турецких помидоров. 9 марта 2017 года Россия сняла запрет на поставки в РФ из Турции гвоздик, репчатого лука и лука шалот, цветной капусты и капусты брокколи и соли. Под запретом оставались томаты, продукция птицеводства;

— еще в марте Рособоронэкспорт объявил о готовности возобновить военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Турцией. Ростех сообщил, что Москва предоставила Турции кредит на закупку военной техники. На него турецкая сторона собиралась закупить С-400;

— Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) подписал меморандум о создании с суверенным фондом Турции Российско-турецкого инвестиционного фонда, который будет сосредоточен на средних частных проектах в сельском хозяйстве и других секторах;

— идут переговоры по ускорению процесса введения безвизового режима между Турцией и Россией. Ранее он был отменен решением России от 1 января 2016 года в связи с инцидентом с российским бомбардировщиком Су-24;

— российская сторона активизировала сотрудничество в туристической сфере. С 21 апреля авиакомпания "Победа" планировала открыть регулярные рейсы из Москвы в турецкий курортный город Аланья.

Эти факты подтверждают тезис российского лидера, что страна взяла курс планомерного развития сотрудничества с Турцией. Однако несмотря на это отношения с республикой всегда на грани. Россия словно замкнута в круге недружественных партнеров. И причина кроется не только и не столько в Турции, сколько в том, что Кремль не умеет определять стратегических партнеров: традиционных противников он к себе приближает, а союзников напротив отталкивает. Например, Украина, Молдавия и Грузия — некогда союзные государства, уже интегрированы в структуры западного блока. Белоруссия, с которой Россия формально построила Союзное государство, испытывает на себе "тонкости" кремлевской стратегии в виде газовых конфликтов, таможенных барьеров. Сирия, которая пригласила Кремль для защиты своей территории, столкнулась как с открытым заявлением, что Сирия нам не союзник, прозвучавшим из уст Медведева, так и с тем, что Россия допустила военное вмешательство в конфликт и интервенцию Турции на сирийскую территорию.

Ставка на Трампа как на президента, который придет и восстановит американо-российские отношения, была также весьма опрометчива. Авиаудары по Сирии уже показали, что ни о каких совместных действиях России и США в регионе и речи идти не может, что стороны находятся в противоположных лагерях.

Турция только служит доказательством факта несостоятельности стратегии Кремля при выборе внешнеполитических ориентиров и партнеров.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Турецкая истерия

Закономерное следствие и его последствия

Турция ударит проливами

Турецкое помутнение Кремля

http://rusrand.ru/analytics/turciya-chto-proishodit

Турция: что происходит?

Итоги 2015 года

Подпишитесь на нас

Работа и образование