Уровень и степень механизации производственных процессов то и тр автомобилей. Механизация, автоматизация и нестандартное оборудование Что такое механизация

- 36.60 Кб

Введение………………………………………………………… ………………3

1. Основные понятия и определения…………………………………………..4

2. Технико-экономическое и социальное значение механизации……………5

3. Состояние дел с механизацией технологических процессов

ТО и Р в настоящее время. Технически возможные уровни

механизации………………………………………………… …….………….8

4. Последовательность проведения работпо сокращению ручного труда

при ТО и ТР в АТП……………………………………............. ....................13

Заключение…………………………………………………… ……………….15

Используемые источники…………………… ………………………………..17

Введение

В современном мире все чаще возникают разговоры и споры, о том насколько важно и нужно, чтобы предприятие обладало совершенным автоматизированным комплексом по обслуживанию, в нашем случае, парка автомобилей. Если говорить о плюсах ручного труда и механизации процессов, то, несомненно, у обоих вариантов есть свои преимущества.

Для начала затронем ручной труд. Еще с давних времен ручной труд очень ценился, ведь рука настоящего мастера, выполнит работу тщательней и, и как говорится, с душой. Он может провести также и сопутствующие операции, которые могут стать востребованы в ходе проведение технического обслуживания. Но в современных реалиях скорость выполнения ручного труда, во много раз отстает от скоростей на которых работает автоматика.

Так как мы уже заметили основным, и, пожалуй, главным достоинством автоматизации является скорость. Но помимо скорости, машина, которая управляется при помощи компьютера, застрахована от ошибок и неаккуратности мастера.

И кажется, что все, даже сторонники ручного труда, склоняются к тому, что в условиях современной жизни без механизации, ну просто не обойтись. В данной работе затронем Основные понятия и определения, технико-экономическое и социальное значение механизации, состояние дел с механизацией технологических процессов ТО и Р в настоящее время и Технически возможные уровни механизации.

1. Основные понятия и определения.

Под механизацией технологических процессов технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р) автомобилей в автопредприятиях понимается полная или частичная замена ручного труда машинным в той части технологического процесса, в которой происходит изменение технического состояния автомобилей, при сохранении участия человека в управлении машиной.

Механизацию технологических процессов подразделяют на частичную и полную.

Частичная механизация связана с механизацией отдельных движений и операций, за счет которой облегчается труд и ускоряется выполнение соответствующих технологических операций.

Полная (или комплексная) механизация охватывает все основные, вспомогательные и транспортные операции технологического процесса и представляет собой практически полное устранение ручного труда и замену его машинным. Деятельность рабочего сводится к управлению машиной, регулированию ее работы и контролю за качеством выполнения технологического процесса. Комплексная механизация является предпосылкой для автоматизации и роботизации технологических процессов, что является высшей степенью механизации.

Автоматизация технологического процесса позволяет исключить ручной труд. Здесь в функции рабочего входят наблюдение за ходом технологического процесса, контроль за качеством его выполнения и регулировочно-наладочные работы.

Автоматизация технологических процессов предполагает автоматизацию некоторых операций управления машинами и механизмами при полной (комплексной) механизации всех трудоемких операций технологического процесса.

2. Технико-экономическое и социальное значение механизации.

По данным науки примерно 60% всего прироста производительности труда во всех отраслях народного хозяйства обеспечивается за счет внедрения новой техники, более современной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, около 20% - в результате улучшения организации производства и около 20% - благодаря повышению квалификации работающих.

Механизация технологических процессов ТО и Р

автомобильного подвижного состава имеет важное технико-экономическое и социальное значение, которое выражается в уменьшении численности ремонтных рабочих за счет снижения трудоемкости работ по ТО и Р автомобилей, повышении качества выполнения ТО и Р, улучшении условий труда ремонтных рабочих.

Снижение трудоемкости работ по ТО и Р достигается за счет сокращения времени выполнения соответствующих операций в результате внедрения средств механизации.

Так, использование автоматической линии М-118 для мойки легковых автомобилей позволяет сократить трудоемкость выполнения этих работ в 7,5 раза, электромеханического подъемника 468М - в 2 раза, электрогайковерта ИЗОЗМ для гаек колес - в 1,5 раза, стенда Ш509 для демонтажа шин грузовых автомобилей -в 2 раза и т.д.

Большое влияние механизация технологических процессов оказывает на качество выполнения ТО и Р. Особенно это характерно для контрольно-диагностических, моечно-заправочных, уборочно-моечных, монтажно-демонтажных работ.

В свою очередь улучшение качества способствует повышению надежности работы автомобиля на линии, сокращению потока отказов и, следовательно, сокращению объема выполняемых работ, уменьшению потребного числа ремонтных рабочих, времени простоя автомобилей в ТО и ремонте и в ожидании ТО и ремонта, увеличению времени работы автомобиля на линии.

Улучшение условий труда ремонтных рабочих является одной из основных задач, решаемых при механизации технологических процессов ТО и Р подвижного состава. Пока еще велика доля технологических операций, выполняемых с применением неквалифицированного ручного труда, главным образом тяжелого, однообразного, утомительного и вредного для здоровья ремонтных рабочих. К таким операциям относятся, прежде всего, демонтаж, монтаж и внутригаражная транспортировка узлов и агрегатов грузовых автомобилей и автобусов (передний и задний мосты, двигатель, редуктор, коробка передач (КП), рессоры и другие), уборка и мойка салонов автобусов и кузовов грузовых автомобилей, мойка автомобилей всех типов и автобусов, вулканизация покрышек и другие.

Механизация этих работ, с одной стороны, способствует росту производительности труда ремонтных рабочих и повышению качества выполнения ими ТО и Р автомобилей (за счет меньшей утомляемости и повышения работоспособности), что влечет за собой сокращение потребного числа ремонтных рабочих, сокращение времени простоя автомобилей в ТО и ремонте и в ожидании ТО и ремонта, увеличение времени работы автомобиля на линии.

С другой стороны, механизация тяжелых и вредных работ позволяет снизить число случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний у ремонтных рабочих и связанные с ними потери рабочего времени.

Социальное значение механизации ТО и Р выражается в улучшении условий труда рабочих, уменьшении текучести кадров, во всестороннем и всеобщем повышении культурно-технического уровня ремонтных рабочих.

Улучшение условий труда ремонтных рабочих примеханизации достигается за счет организации рабочих мест (выбор и рациональная расстановка технологического оборудования в соответствии с требованиями научной организации труда). При этом большое значение имеет эксплуатационная технологичность используемого оборудования, т.е. удобство его использования при ТО и Р автомобилей.

Уменьшение текучести кадров при механизации происходит за счет удовлетворенности работающих характером и условиями труда. Следствием этого является повышение производительности труда ремонтных рабочих, улучшение качества выполняемых ими работ за счет роста их профессиональной квалификации.

3. Состояние дел с механизацией технологических процессов ТО и Р в настоящее время. Технически возможные уровни механизации.

В настоящее время состояние дел с механизацией работ по ТО и Р подвижного состава в АТП неблагопо лучно. Даже в лучших, наиболее крупных, с большими техническими возможностями АТП, таких, например, как автокомбинат № 1 Мосстройтранса, оснащенность составляет не более 50-60 % от технически возможного уровня. В других АТП положение значительно хуже.

Основной причиной такого положения служат ограничения в приобретении средств механизации для дооснащенйя ими производственных зон и участников АТП.

Объемы производства технологического оборудования на специализированных заводах значительно отстают от требуемых объемов для комплексной механизации технологических процессов ТО и Р подвижного состава во всех АТП России в соответствии с требованиями действующего «Табеля технологического оборудования для АТП

различной мощности, ПТК и БЦТО», п. 3.

К этому добавляется и непростая ситуация во многих АТП России, как грузовых, так и пассажирских, когда просто нет средств на приобретение недостающего технологического оборудования.

Все вышесказанное относится к ресурсным ограничениям роста уровня механизации процессов ТО и ТР в АТП.

Однако, кроме ресурсных ограничений уровней механизации процессов ТО и Р в АТП, выступают и другие ограничения, а именно:

Недостаточная эксплуатационная технологичность отечественных автомобилей;

Недостаточный технический уровень и качество отечественного технологического оборудования, особенно по показателям надежности и эргономичности;

Низкий уровень технологий ТО и ТР автомобилей, используемых в АТП;

Низкий уровень организации ТО и ТР автомобилей в АТП;

Недостаточность номенклатуры технологического оборудования, производимого в нашей стране.

Качество технологического оборудования значительно влияет на уровень механизации ТО и ТР, производительность труда ремонтных рабочих, материальные и трудовые затраты.

Так, низкая производительность оборудования влечет за собой увеличение числа единиц используемого оборудования, числа рабочих, применения ручного труда, недостаточную надежность - частые простои оборудования, увеличение доли ручного труда, рост трудовых и материальных затрат на ремонт и восстановление оборудования. Большая материалоемкость и металлоемкость способствует резкому увеличению стоимости оборудования, низкая степень автоматизации - увеличению доли ручного труда. Чем больше площадь, занимаемая оборудованием, тем больше дополнительные амортизационные отчисления. Следствие большого энергопотребления - дополнительные денежные затраты, а низкого эстетического уровня - снижение производительности труда обслуживающего персонала.

Эксплуатационная технологичность автомобильного подвижного состава (его приспособленность к выполнению операций ТО и Р) оказывает непосредственное влияние на величину предельно возможного уровня механизации процессов ТО и Р в АТП.

Чем выше уровень эксплуатационной технологичности подвижного состава, тем более высокий уровень механизации технологических процессов возможен при ТО и Р. При этом наибольшее влияние на предельно допустимый уровень механизации оказывает приспособленность автомобиля к непрерывному контролю его технического состояния, доступность узлов и агрегатов при проведении работ и их легкосъемность, простота их конструкции и приспособленность к одновременному участию в работе нескольких исполнителей.

Проведенные НИИАТом исследования показали, что за счет конструктивного совершенствования автомобилей можно снизить трудовые затраты при их ТО и Р на 15-20%.

К операциям, трудноподдающимся и не поддающимся механизации, относятся контрольно-осмотровые (по сцеплению, коробке передач, карданной передаче, заднему мосту, ручному тормозу и т.д.), также значительная часть крепежных работ в труднодоступных местах автомобиля. Наличие этих и ряда "других операций не позволяет обеспечить предельно-возможный уровень механизации при проведении ТО и Р автомобилей, а ограничивает его усредненной величиной, равной 30-50 % от предельно возможного в зависимости от типа обслуживаемого подвижного состава.

Необходимо отметить, что при этом возможный уровень механизации отдельных работ, таких, например, как уборочно-моечные, смазочно-заправочные, может быть доведен до 80-85 % от предельно возможного.

Наличие трудноподдающихся и не поддающихся механизации технологических операций по ТО и Р требует разработки и предъявления требований к автомобильной промышленности по улучшению приспособ-

ленности конструкций агрегатов, узлов и механизмов подвижного состава к применению средств механизации при ТО и Р.

Для дальнейшего повышения предельно возможного уровня механизации процессов ТО и ТР необходимо интенсифицировать работу по улучшению эксплуатационной технологичности автомобильного подвижного

Большое значение для повышения уровня механизации процессов ТО и Р на АТП имеет мощность (по количеству автомобилей) каждого конкретного АТП.

Очевидно, что чем меньше АТП, тем меньше возможностей для повышения уровня механизации процессов ТО и ТР, что обусловлено недостатком средств для проведения комплексной механизации, экономической нецелесообразностью оснащения АТП высокопроизводительным оборудованием вследствие невозможности обеспечения его полной загрузки, ограниченными возможностями обновления технологического оборудования, отсутствием предпосылок для создания специализированных постов ТО и ТР, нехваткой площадей для установки оборудования, ограниченностью энергетических ресурсов.

При ТО и ТР в АТП…………………………………….................................13
Заключение…………………………………………………………………….15
Используемые источники……………………………………………………..17

МЕХАНИЗАЦИЯ

(от греч. mechane - орудие, машина) - замена ручных средств труда машинами и механизмами с применением для их действия раэл. видов энергии в процессах трудовой деятельности. Осн. цели М. - повышение производительности труда и освобождение человека от выполнения тяжёлых, трудоёмких и утомительных операций. М. обеспечивает развитие производит. сил и служит материальной основой повышения эффективности произ-ва. В зависимости от степени оснащения производств. процессов технич. средствами и рода работ различают частичную и комплексную механизацию.


Большой энциклопедический политехнический словарь . 2004 .

Синонимы :

Смотреть что такое "МЕХАНИЗАЦИЯ" в других словарях:

    МЕХАНИЗАЦИЯ, механизации, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. механизировать и механизироваться. «…Механизация процессов труда является той новой для нас и решающей силой, без которой невозможно выдержать ни наших темпов, ни новых… … Толковый словарь Ушакова

    Замена ручного труда машинным; этап эволюции производительных сил общества. По английски: Mechanization См. также: Механизация Способы производства Техника Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Механизирование Словарь русских синонимов. механизация сущ., кол во синонимов: 3 механизирование (1) … Словарь синонимов

    - (от греч. mechane орудие машина), замена ручных средств труда машинами и механизмами; одно из главных направлений научно технического прогресса. Различают частичную и комплексную механизацию … Большой Энциклопедический словарь

    Использование машин вместо людей … Словарь терминов антикризисного управления

    МЕХАНИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что. Перевести (водить) на механическую тягу, энергию; снабдить (бжать) машинами, механизмами. М. строительство. М. сельское хозяйство. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    - (от греч. mecha nik орудие, машина) англ. mechanization; нем. Mechanisierung. 1. Замена ручного труда машинным. 2. Этап эволюции производительных сил общества, приходящий на смену мануфактуре, при к ром осуществляется замена ручных средств труда… … Энциклопедия социологии

    механизация - и, ж. mécanisation f. <гр. Замена ручных средств труда механизмами и машинами, внедрение технических средств в различные области человеческой деятельности. Крысин 1998. И самый город <нью Йорк> смертельно надоел и опротивел.. со всей… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    механизация - Использование машин вместо людей. Тематики менеджмент в целом EN mechanization … Справочник технического переводчика

    МЕХАНИЗАЦИЯ - замена или сокращение ручных средств труда машинами и механизмами с применением для их действия различных видов энергии. Основные цели М.: освобождение человека от выполнения тяжёлых, трудоёмких и утомительных операций, повышение… … Большая политехническая энциклопедия

    Механизация - (Mechanization) История механизации, управление механизации, средства механизации, механизация труда Использование машин вместо людей, механизация строительных работ, механизация сельского хозяйства, комплексная механизация, механизация… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Механизация животноводства: дипломное и курсовое проектирование по механизации животноводства. Учебное пособие. Гриф МО РФ , Филонов Р.Ф.. Детально рассмотрены методики комплексного внутрифирменного анализа результатов производственно-финансовой деятельности предприятия с учетом отечественного, зарубежного опыта и собственных…
  • Механизация и технология животноводства , . Изложены основы технологии производства продукции животноводства. Описаны конструкции установок, машин и оборудования для комплексной механизации производственных процессов. Рассмотрены…

Введение

Механизация производства позволяет повысить производительность труда, освобождает человека от выполнения тяжелых, трудоемких и утомительных операций. Особенно актуальна проблема механизации труда на вредных и опасных для здоровья человека производствах.

Механизация производства способствует рациональному и экономному расходованию сырья, материалов и энергии, снижению себестоимости и повышению качества продукции. Наряду с совершенствованием и обновлением технических средств и технологий механизация производства неразрывно связана с повышением уровня квалификации и организации производства, изменением квалификации работников.

В данной работе рассматривается технико-экономическая оценка уровня механизации работ (на примере автодорожного строительства).

Успешное строительство каждой автомобильной дороги во многом зависит от качества организации работ, от того, насколько рационально будут использованы рабочие, машины, транспорт.

В настоящее время еще не разработаны методы объективной комплексной оценки качества организационной работы и нет единого показателя, с помощью которого можно было бы дать исчерпывающую оценку уровня организации работ. Структура специализированных подразделений, выбор средств механизации для их оснащения, порядок взаимодействия, система поставок материалов, обеспечение транспортом и другие организационные факторы комплексно влияют на сроки, качество и стоимость строительства.

Общие основы механизации производственных процессов

Механизация производственного труда - замена мускульной человеческой энергии путем использования механических машин и механизмов, которые производятся в движение разнообразными двигателями. C помощью механизации можно исключить тяжелый физический труд.

Механизация комплексная -- высшая ступень механизации. При такой механизации применяются системы машин и механизмов, которые связаны между собой по производительности, обеспечивают выполнение технических и производственных управляющих операций. Механизация комплексная позволяет перейти к автоматизации, как обычной, таки комплексной.

При автоматизации производства применяются приборы, машины и приспособления, осуществляющие производственные действия без применения физической силы человека, однако работа осуществляется под его контролем. Постоянного присутствия работника система не требует достаточно периодического наблюдения за ходом работы.

Комплексная автоматизация -- это автоматические системы, обеспечивающие контроль и управление процессами без участия человека c помощью заданных параметров работы. Человеку отводиться лишь функция контролера хода процессов, работы оборудования и средств автоматизации.

Автоматизация чаще всего применяется на крупных производствах c массовым характером работы. Широко распространена как в мясной, так и в молочной промышленности. В подобных производствах есть большое количество линий, которые выполняют одну технологическую функцию. Комплексно автоматизируются цехи и заводы.

В результате сведения человечество труда к минимуму количество производственных травм практически равно нулю. Большая часть несчастных случаев приходится на ремонт и наладку оборудования, a также на нерациональную расстановку оборудования и организацию рабочих мест. Таким образом, большое количество автоматизированного и механизированного труда позволяет уменьшить травматизм на производстве. Также автоматизация и механизация позволяют устранить работу человека во вредных и тяжелых для работы условиях труда.

Механизация и автоматизация требуются не только на больших однотипных производствах. Необходима она и на предприятиях c единичным и мелкосерийном производством. В настоящее время существует огромное количество автоматизированных линий, которые позволяют облегчить и обезопасить труд рабочего. Возможность быстрого переоснащения подобных линий позволяет использовать их в самых различных производственных процессах.

В мелкосерийном производстве повысить эффективность и производительность труда можно c помощью широкого применения станков c управлением специальными программами. В мелкосерийном производстве большую часть времени y рабочего занимает чтение и выбор оптимального варианта чертежа. Автоматизированная программная система позволяет освободить рабочего от этих операции, выбор приемлемого режима работы система сделает сама до начала процесса производства. Вся информация o форме, размере детали и прочие сведения передается рабочему c помощью магнитной ленты или карты непосредственно на станок.

Программное управление все чаще используется агрегатными переналаживаемыми станками, универсальными, широкого профиля для их автоматизации. При работе c программным управлением рабочий запускает станок и снимает готовый продукт. Таким образом, исключается нахождение работника в опасной зоне работы станка. Все перечисленные действия выполняются при отключенных рабочих агрегатах.

Машинные комплексы -- это несколько соединенных центров в единую машинную систему c помощью разнообразных устройств, каждое и которых работает на соответствующей программе. Ручной труд сведен к минимуму.

При автоматизации технологических процессов большое внимание уделяют загрузке. Даже использование машинных комплексов не может освободить рабочего от тяжелого погрузочно-разгрузочного труда. Механизированная загрузка почти вдвое снижает объем ручного труда благодаря превращению обычного оборудования в автоматизированное. Такие машины используются как самостоятельно, так и встраиваются в автоматические линии. Загрузка и выгрузка чаще всего сочетается c зажимными приспособлениями машины, поэтому ручной труд происходит е удалении от опасной зоны работы.

При ручном измерении рабочий подвергает риску свои руки, вводя их в потенциально опасную зону. Ручные контрольные операции чаще всего становятся причиной производственных травм. Безопасность работы осуществляет автоматизированный операционный контроль c помощью различных устройств. Для непрерывного измерения используются автоматические и полуавтоматические машины.

Полуавтоматические устройства отслеживают изменения и по достижению необходимых показателей подают световые сигналы. Рабочему при этом необходимо лишь произвести остановку. Автоматические устройства сами включают рабочие передвижения устройства по достижению необходимых показателей.

Таким образом, технологический процесс освобождает рабочего не только от тяжелого физического труда, но и от постоянного нервного напряжения, связанного c потенциальной опасностью его работы. Этого легко достигнуть c помощью перехода на автоматическое и механическое выполнение ручного труда. Использование современных наработок и освобождение человека от ручных операций поможет избежать травматизма в процессе работы, что является улучшением безопасности труда.

Механизация и автоматизация производственных процес­сов - это комплекс мероприятий, предусматривающих широ­кую замену ручных операций машинами и механизмами, вне­дрение автоматических станков, отдельных линий и произ­водств.

Механизация производственных процессов означает замену ручного труда машинами, механизмами и другой техникой.

Механизация производства непрерывно развивается, со­вершенствуется, переходя от низших к более высоким фор­мам: от ручного труда к частичной, малой и комплексной механизации и далее к высшей форме механизации - автома­тизации.

В механизированном производстве значительная часть тру­довых операций выполняется машинами и механизмами, меньшая - вручную. Это частичная (некомплексная) механиза­ция, при которой могут быть отдельные слабомеханизирован­ные звенья.

Комплексная механизация - это способ выполнения всего комплекса работ, входящих в данный производственный цикл, машинами и механизмами.

Высшей степенью механизации является автоматизация производственных процессов, которая позволяет осуществлять весь цикл работ без непосредственного участия в нем человека, лишь под его контролем.

Автоматизация - это новый тип производства, который подготовлен совокупным развитием науки и техники, прежде всего переводом производства на электронную основу, с помо­щью применения электроники и новых совершенных техничес­ких средств. Необходимость автоматизации производства вы­звана неспособностью органов человека с нужной быстротой и точностью управлять сложными технологическими процесса­ми. Огромные энергетические мощности, большие скорости, сверхвысокие и сверхнизкие температурные режимы оказались подвластны только автоматическому контролю и управлению.

В настоящее время при высоком уровне механизации ос­новных производственных процессов (80%) в большинстве отраслей все еще недостаточно механизированы вспомогатель­ные процессы (25-40), многие работы выполняются вручную. Наибольшее количество вспомогательных рабочих использу­ется на транспорте и перемещении грузов, на погрузочно-разгрузочных работах. Если же учесть, что производитель­ность труда одного такого работника почти в 20 раз ниже, чем у занятого на комплексно-механизированных участках, то ста­новится очевидной острота проблемы дальнейшей механиза­ции вспомогательных работ. Кроме того, необходимо учиты­вать то обстоятельство, что механизация вспомогательных работ в промышленности обходится в 3 раза дешевле, чем основных.

Но основной и самой важной формой является автомати­зация производства. В настоящее время счетно-решающие ма­шины все более решительно входят во все области науки и техники. В будущем эти машины станут основой автоматиза­ции производства и будут управлять автоматикой.

Создание новой автоматической техники будет означать широкий переход от трехзвеньевых машин (рабочая маши­на - передача - двигатель) к четырехзвеньевым системам машин. Четвертое звено - кибернетические устройства, при помощи которых обеспечивается управление огромными мощ­ностями.

Основными ступенями автоматизации производства яв­ляются: полуавтоматы, автоматы, автоматические линии, участки- и цехи-автоматы, заводы- и фабрики-автоматы. Пер­вой ступенью, представляющей собой переходную форму от простых машин к автоматическим, являются полуавто­маты. Принципиальная особенность машин этой группы за­ключается в том, что целый ряд функций, осуществляющихся ранее человеком, здесь передан машине, однако за рабочим еще сохраняются определенные операции, обычно трудно поддающиеся автоматизации. Высшей ступенью является со­здание заводов- и фабрик-автоматов, т.е. полностью автома­тизированных предприятий.

Основными показателями, характеризующими уровень ме­ханизации и автоматизации, являются:

Коэффициент механизации производства

где К мп - коэффициент механизации производства;

V М - объем продукции, произведенной с помощью машин и механизмов;

V общ - общий объем выработанной продукции на предприятии;

Коэффициент механизации (автоматизации) труда (К^.т)

где N М - количество рабочих, занятых на механизированных (авто­матизированных) работах, чел.;

Np - количество рабочих, выполняющих ручные операции;

Коэффициент механизации (автоматизации) работ (Кр)

где V М - объем работ, выполненный механизированным (автомати­зированным) способом;

V общ - общий объем работ;

Уровень автоматизации Y а на практике довольно часто определяют из выражения

где K а - количество автоматического оборудования в штуках или его стоимость в рублях;

К - количество или стоимость неавтоматического оборудова­ния.

Необходимо отметить, что этот показатель уровня автома­тизации, определенный на основе сопоставления применяемо­го автоматического и неавтоматического оборудования, не совсем точно характеризует уровень автоматизации на пред­приятии.

В определенной мере уровень механизации производства характеризует и такой показатель, как техническая вооружен­ность труда (Кт.в.) который определяется из выражения

где Фа - среднегодовая стоимость активной части основных произ­водственных фондов;

N - среднесписочная численность работников предприятия или рабочих.

Экономическая и социальная значимость механизации и автоматизации производства заключается в том, что они по­зволяют заменить ручной труд, особенно тяжелый, машинами и автоматами, повысить производительность труда и на этой основе обеспечить реальное или условное высвобождение ра­ботников, улучшить качество производимой продукции, сни­зить трудоемкость и издержки производства, увеличить объем производства и тем самым обеспечить предприятию более высокие финансовые результаты, что дает возможность улуч­шить благосостояние работающих и их семей.

И др.). Основные цели Механизация производства - повышение производительности труда и освобождение человека от выполнения тяжёлых, трудоёмких и утомительных операций. Механизация производства способствует рациональному и экономному расходованию сырья, материалов и энергии, снижению себестоимости и повышению качества продукции. Наряду с совершенствованием и обновлением технических средств и технологии Механизация производства неразрывно связана с повышением уровня квалификации и организации производства, изменением квалификации работников, использованием методов научной организации труда. Механизация производства является одним из главных направлений технического прогресса, обеспечивает развитие производительных сил и служит материальной основой для повышения эффективности общественного производства, развивающегося интенсивными методами.

К техническим средствам Механизация производства относятся рабочие машины с двигателями и передаточными устройствами к ним, совершающие заданные операции, а также все др. машины и механизмы, непосредственно не участвующие в этих операциях, но необходимые для того, чтобы данный процесс производства мог вообще совершаться, например вентиляционные и откачные установки.

В зависимости от степени оснащения производственных процессов техническими средствами и рода работ различают частичную и комплексную Механизация производства

При частичной Механизация производства механизируются отдельные производственные операции или виды работ, главным образом наиболее трудоёмкие, при сохранении значительной доли ручного труда, особенно во вспомогательных погрузочно-разгрузочных и транспортных работах.

Более высокой ступенью является комплексная Механизация производства , при которой ручной труд заменяется машинным на всех основных операциях технологического процесса и вспомогательных работах производственного процесса. Комплексная Механизация производства осуществляется на основе рационального выбора машин и др. оборудования, работающих во взаимно согласованных режимах, увязанных по производительности и обеспечивающих наилучшее выполнение заданного технологического процесса. Ручной труд при комплексной Механизация производства может сохраняться на отдельных нетрудоёмких операциях, механизация которых не имеет существенного значения для облегчения труда и экономически нецелесообразна. За человеком остаются также функции управления процессом производства и контроля. Комплексная Механизация производства предопределяет возможность применения поточных методов производства продукции, способствует повышению её качества, обеспечивает сохранение однородности, степени точности и постоянство заданных параметров.

Следующей после комплексной Механизация производства ступенью совершенствования процессов производства является частичная или полная их автоматизация (см. Автоматизация производства ).

Средства труда, будучи составной частью производительных сил, создаются и совершенствуются в процессе общественного производства. Изобретение новых орудий труда и внедрение новых технологических процессов непосредственно связаны с развитием естествознания и совершаются на основе познания и использования его законов. До промышленного переворота 18-19 вв. орудия труда оставались ручными и количество рабочих инструментов, которыми человек мог действовать одновременно, ограничивалось его естественными орудиями, т. е. органами его тела. К числу используемых сил природы относились вода, ветер и прирученные животные. В мануфактурный период, предшествовавший промышленному перевороту, разделение ремесленного труда и его профессий, а также специализация инструментов достигли столь высокой степени, что возникли предпосылки к соединению орудий труда в машине и замене механизмом руки рабочего с инструментом. «В качестве машины, - отмечал К. Маркс, - средство труда приобретает такую материальную форму существования, которая обусловливает замену человеческой силы силами природы и эмпирических рутинных приемов - сознательным применением естествознания» (Маркс К. к Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 397). Совершенствование орудий и приёмов труда, появление универсальной паровой машины , применение машин и механизмов для облегчения труда вызвали в конце 18 - начале 19 вв. резкий скачок уровня и масштабов производства. Заменяя ручной труд в выполнении технологических и транспортных функций, механические средства труда явились исходным пунктом технического прогресса в различных отраслях промышленности, сыграли важную роль в формировании капиталистического способа производства. Промышленная революция создала условия для Механизация производства , в первую очередь ткацкого, прядильного, металло- и деревообрабатывающего. Возможность использования мощности паровой машины для привода ряда рабочих машин привела к созданию самых различных передаточных механизмов, разраставшихся во многих случаях в широко разветвленную механическую систему.

С увеличением размеров двигательного и передаточного механизмов, с усложнением рабочих машин, с появлением новых материалов, трудно поддающихся обработке, возникает объективная необходимость в применении различных машин и механизмов в самом машиностроительном производстве. Начав производство машин машинами, крупная промышленность создала тем самым равноценный ей технический базис. На протяжении 19 в. Механизация производства быстро проникает не только в отдельные звенья производственного процесса, но и завоёвывает одну отрасль промышленности за другой, вытесняя старые традиционные формы производства, основывавшиеся на ручном труде и примитивной технике. Механизированное производство получает широкое распространение во всех развитых странах.

С развитием крупной промышленности совершенствуется конструкция, увеличиваются мощность и производительность средств Механизация производства С конца 19 в. наряду с паровой машиной постепенно внедряется более экономичный и компактный двигатель внутреннего сгорания , который позволил создать новые рабочие и транспортные машины - тракторы, автомобили, экскаваторы, теплоходы, самолёты и др. Появляются новые способы преобразования энергии, основанные на использовании паровых и гидравлических турбин, соединённых с генераторами электрического тока. Развитие и совершенствование электрических машин приводит в первой половине 20 в. к повсеместному внедрению группового и индивидуального электропривода рабочих машин в металлорежущих, деревообрабатывающих, ткацких и др. станках, кузнечно-прессовых, горных, подъёмно-транспортных машинах, прокатных станах и т.д.

В системе машин предмет труда последовательно проходит через ряд связанных между собой частичных процессов, которые выполняются цепью разнородных, но взаимно дополняющих друг друга машин, механизмов, аппаратов. Система механических средств труда приводит к непрерывно-поточному производству в развитой форме.

Дальнейшее развитие Механизация производства направлено на максимальную интенсификацию производственных процессов, сокращение технологического цикла, высвобождение рабочей силы, осуществление комплексной механизации в наиболее трудоёмких отраслях производства.

В числе технических средств Механизация производства получили развитие комбинированные машины - комбайны, в которых агрегаты, расположенные в технологической последовательности, автоматически воздействуют на предмет труда. Развитие комбинирования, комплексной механизации и автоматизации привело к созданию автоматических линий машин, цехов-автоматов и автоматических заводов, обладающих высокой производственной эффективностью.

В условиях капиталистического общества и свойственных ему производственных отношений средство труда, выступив как машина, тотчас же становится конкурентом рабочего, одним из главных средств его эксплуатации и самым мощным оружием в руках капиталистов для подавления возмущений рабочих. «... Введение машин усилило разделение труда внутри общества, упростило функции рабочего внутри мастерской, увеличило концентрацию капитала и еще больше расчленило человека» (Маркс К., там же, т. 4, с. 158). Целесообразность применения новых средств производства при капитализме обеспечивается тем, что их стоимость должна быть ниже стоимости заменяемой ими рабочей силы.

В социалистическом обществе машины и все другие технические средства механизации труда создаются и используются не в конкурентных целях и не для эксплуатации рабочего, а для повышения производительности труда, экономической эффективности общественного производства, для облегчения и улучшения условий трудовых процессов, что в конечном итоге направлено на повышение материального благосостояния и культурного уровня народа. «Раньше, - писал В. И. Ленин, - весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и культуры. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства наживы, в средства эксплуатации» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 35, с. 289).

В условиях планового социалистического хозяйства создаются наиболее благоприятные условия для рационального использования Механизация производства как основы технического прогресса в промышленности и сельском хозяйстве. «Крупная машинная промышленность и перенесение ее в земледелие есть единственная экономическая база социализма...» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 44, с. 135). В социалистическом обществе Механизация производства является могучим орудием человека для всестороннего облегчения труда и неуклонного роста общественного производства. Внедрение механизации в социалистическом народном хозяйстве происходит и в тех случаях, когда результатом её является не только материальный эффект, но также улучшение условий труда, повышение его безопасности. Способствуя ликвидации тяжёлого ручного труда, сокращению рабочего дня и повышению культурно-технического и материального уровня трудящихся, Механизация производства играет важную роль в осуществлении научной организации производства, в стирании существенных различий между умственным и физическим трудом.

В СССР Механизация производства являлась основой индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства; она предопределяет темпы роста производительности общественного труда на основе дальнейшего развития комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

Осуществление Механизация производства зависит в первую очередь от оснащения промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства наиболее совершенными машинами, механизмами и устройствами (см. табл.). Наиболее высокими темпами в СССР развивалось производство машин, механизмов, установок и оборудования в ведущих отраслях промышленности (энерго- и электромашиностроение, станкостроение, горное и химическое машиностроение). Высокие темпы роста характерны также для приборостроения, производства радиоаппаратуры, средств автоматики и вычислительной техники, электробытовых машин и механизмов.

Развитие производства некоторых важнейших средств механизации в СССР

Уровень и эффективность Механизация производства определённой отрасли производства или процесса на практике оценивают по различным показателям. Такими показателями могут быть: уровень механизации труда, уровень механизации работ, механовооружённость и энерговооружённость труда и др. Под уровнем (коэффициентом) механизаци и труда понимается удельный вес механизированного труда в общих затратах труда на изготовление тех или иных изделий или на выполнение работ по участку, цеху, предприятию и т.д. Этот показатель определяется по соотношению затрат времени на выполнение механизированных и ручных работ. Аналогичное назначение имеет показатель степени охвата рабочих механизированным трудом, который определяется отношением числа рабочих, выполняющих работу механизированным способом, к общему числу рабочих. Специфика некоторых видов производства вызывает необходимость введения такого показателя, как уровень (коэффициент) механизации работ - отношение объёма продукции, выполненной механизированным способом, к общему объёму продукции. Этот показатель используется в литейном и кузнечном производствах, на транспортных и строительных работах и др. Механовооружённость труда оценивается обычно стоимостью находящихся в производстве машин и механизмов, приходящихся в среднем на одного рабочего. Энерговооружённость труда (или в некоторых случаях электровооружённость) выражается отношением количества механической и электрической (или только электрической) энергии, потребленной в процессе производства на 1 отработанный чел.-час или на 1 рабочего. Эти показатели применяются условно для сравнительной оценки механизации отдельных процессов. При выборе технических средств Механизация производства , стоимость которых входит в состав капитальных затрат и переносится на стоимость продукта за всё время их использования, учитываются: масса и размеры, сроки окупаемости энергопотребление, надёжность в работе износостойкость узлов и деталей, сохранение постоянства основных параметров за весь период эксплуатации, быстрота наладки, способность к переналаживанию для совершения др. аналогичных операций, простота обслуживания, технического осмотра и ремонта.

Механизация производства в отраслях народного хозяйства СССР. Создание крупной социалистической промышленности, способной решать самые сложные научно-технические проблемы и народно-хозяйственные задачи, является величайшим завоеванием сов. народа, торжеством ленинских идей социалистической индустриализации. Революционное значение имеют крупнейшие мероприятия по механизации работ в различных отраслях народного хозяйства, выполненные за годы Советской власти. Разработаны и внедрены в производство тысячи образцов современных высокопроизводительных машин-орудий. Создаются системы машин для комплексной механизации и автоматизации основных производственных процессов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте. На основе повышения технического уровня производства последовательно сокращается применение ручного и тяжёлого, а также неквалифицированного труда во всех отраслях народного хозяйства. При этом потребность в технических средствах для завершения комплексной механизации во всех отраслях неуклонно возрастает.

Механизация производства в энергетике связана с вводом в действие крупных электрических станций и созданием объединённых энергосистем. Укрупнение мощности электростанций позволяет значительно сократить затраты труда, материалов и топлива на производство электроэнергии, применять эффективные средства контроля, регулирования и управления как отдельными агрегатами, так и электростанциями в целом. Энергетические мощности СССР будут увеличиваться главным образом за счёт строительства тепловых электростанций с крупными энергоблоками мощностью 300, 500, 800 Мвт, а в дальнейшем мощностью 1000 Мвт и выше. Обслуживание таких энергоблоков полностью механизируется, что значительно уменьшает потребность в рабочей силе на единицу установленной мощности. Механизация производства в теплоэнергетике направлена на совершенствование средств приготовления, загрузки, подачи топлива, способов водоочистки, золоудаления и т.п. Для гидроэлектростанций созданы турбины мощностью 500 Мвт (Братская ГЭС) и создаются турбины мощностью 630 Мвт (для Саяно-Шушенской ГЭС). На атомных электростанциях найдут широкое применение реакторные установки мощностью 1000 Мвт и более. Отличительной особенностью атомной энергетики является комплексная механизация и автоматизация технологических процессов, что позволяет благодаря сокращению трудовых и материальных затрат обеспечить её высокую конкурентоспособность по отношению к традиционным отраслям энергетики.

В горной промышленности Механизация производства направлена на сокращение сроков вскрытия, подготовки и введения в эксплуатацию новых месторождений и горизонтов, а также на сокращение расходов на поддержание выработок в рабочем состоянии, что связано с расширением комплексности в механизированных процессах подземной и открытой добычи полезных ископаемых. В шахтах применяются высокопроизводительные узкозахватные комбайны и струговые установки, работающие в сочетании с передвигающимися забойными конвейерами и индивидуальными металлическими или гидрофицированными крепями (см. Комплексы угольные ). В результате внедрения машин и механизмов уровень механизации навалки угля в лавах пологого и наклонного падения составил в 1972 свыше 90%; доставка угля, подземная откатка угля и породы и погрузка угля в ж.-д. вагоны полностью механизированы. Внедряются способы безлюдной выемки угля , обеспечивающие значительное повышение производительности труда. Развивается добыча угля гидравлическим способом (см. Гидромеханизация ). Быстрыми темпами развивается открытая разработка месторождений с применением комплексной Механизация производства на основе высокопроизводительного оборудования: драглайнов, роторных экскаваторов, транспортно-отвальных мостов, мощных самосвалов, электровозов, думпкаров, дизель-троллейвозов и др.

В газовой и нефтедобывающей промышленности применение высокопроизводительных средств Механизация производства способствовало увеличению добычи нефти и газа и повышению их удельного веса в топливном балансе страны. На нефтепромыслах используется мощное буровое оборудование, в том числе установки для бурения глубоких скважин, внедряются комплексные гидрофицированные буровые установки с дискретным выполнением спуско-подъёмных операций, механизацией и автоматизацией всех процессов бурения. Продолжается оснащение нефтедобывающих предприятий блочно-комплектными автоматизированные установками, которые обеспечивают значительную экономию рабочей силы, средств и времени. Повышение уровня механизации и индустриализации строительства газовых промыслов, подземных хранилищ газа, газоперерабатывающих заводов обеспечивается применением блочных и блочно-комплектных технологических установок, полносборных зданий и сооружений с металлическими каркасами. Для транспортировки газа широкое применение получают газопроводы диаметром 1420 мм при рабочем давлении 7,5 Мн/м 2 . В результате внедрения комплексной механизации и автоматизации компрессорные станции газопроводов, сооружаемых в арктических и др. труднодоступных районах страны, работают практически без обслуживающего персонала.

В металлургии Механизация производства направлена на завершение механизации отдельных трудоёмких работ и осуществление комплексной Механизация производства в доменных, сталеплавильных и прокатных цехах. Механизированы наиболее тяжёлые работы у горнов доменных печей, все необходимые операции по обслуживанию лёток. Осуществляется выпуск механизированного оборудования для обслуживания доменных печей объёмом 3200 м 3 , разработан комплекс механизированного оборудования для доменных печей объёмом 5000 м 3 . Работа новых агрегатов с повышенным давлением дутья и применением кислорода даёт возможность ускорения процесса плавки, снижения расхода топлива и повышения качества чугуна. В сталеплавильном производстве применяются совершенные заправочные машины, механизируются процессы ломки и кладки футеровки ковшей, загрузки электропечей большой ёмкости, расширяется применение систем автоматического регулирования расхода кислорода в конвертерах, контроля содержания углерода в металле, систем управления тепловым режимом мартеновских печей и т.п. Дальнейшее развитие получат конвертерный способ выплавки стали с применением конвертеров ёмкостью 250-300 т и непрерывная разливка стали с высоким уровнем комплексной Механизация производства Для повышения качества стали предусматривается развитие таких механизированных процессов, как обработка металла синтетическими шлаками, внепечное вакуумирование, электрошлаковый и вакуумный переплавы металла. Для новых технологических процессов созданы машины и оборудование, работающие по принципу автоматического регулирования производственных процессов и комплексной механизации операций по подготовке шихты, загрузке агрегатов и разливке металлов. В сталеплавильном производстве нашёл широкое применение природный газ. В прокатном производстве вводятся в действие комплексно-механизированные станы горячей и холодной прокатки листовой стали с агрегатными линиями для нанесения на листы металлических и неметаллических покрытий; предусматривается создание прецизионных и специальных станов для выпуска сортового проката высокой точности и экономичных профилей, механизированных и автоматизированных линий для отделки (адъюстажа), правки, сортировки, укладки и упаковки листового и сортового проката.

В машиностроении Механизация производства связана главным образом с количественным составом и структурой парка металлообрабатывающего оборудования, т.к. наиболее трудоёмки при изготовлении изделий операции механической обработки деталей. В массовом машиностроительном производстве комплексная механизация процессов механической обработки осуществляется путём применения агрегатных, специальных и специализированных станков, станков-автоматов и полуавтоматов. Расширяется парк станков для электрофизических и электрохимических методов обработки, позволяющих заменять многие трудоёмкие, утомительные и даже вредные для здоровья ручные операции при изготовлении штампов, прессформ, турбинных лопаток, твердосплавного инструмента, а также деталей особо сложной формы или из материалов, трудно поддающихся обработке обычными инструментами, расширяется использование станков с числовым программным управлением и адаптивными устройствами, а в дальнейшем намечается создание и применение различных видов программируемых манипуляторов и роботов . На Механизация производства в машиностроении значительное влияние окажет развитие производства заготовок, по форме и размерам максимально приближающихся к готовым деталям. С этой целью осуществляется реконструкция действующих и создание новых специализированных предприятий по производству отливок и поковок. Повышается удельный вес обработки металлов давлением (см. Кузнечно-штамповочное производство ). Для литейного производства будет создаваться оборудование в виде технологических комплектов, например оборудование для смесеприготовительных участков, комплекты оборудования для литья по выплавляемым моделям, механизированные линии формовки, заливки, выбивки отливок и т.п. Значительное развитие получит комплексная Механизация производства в процессах сварки, термической обработки деталей, сборки машин.

Существенное влияние на уровень Механизация производства в машиностроении оказывает широкое развитие унификации и стандартизации узлов и деталей общемашиностроительного применения (подшипники, редукторы, муфты, фланцы, цепи и т.п.), а также нормализованных инструментов и типовой оснастки, изготовление которых организуется на специализированных предприятиях.

На подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работах Механизация производства достигается применением подъёмных кранов , перегружателей, средств напольного подъёмно-транспортного оборудования, контейнеров , строительных подъёмников , лифтов , канатных дорог, монорельсовых подающих систем. К числу подъёмно-транспортных средств относятся также средства малой механизации: блоки, кошки, полиспасты и др. подъёмные механизмы. Выбор средств механизации для подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ определяется видом грузов (штучные, длинномерные, жидкие, сыпучие), типом транспортных средств (вагоны, суда, автомобили), тарой, объёмом выполняемых работ, расстоянием перемещения грузов и высотой подъёма. Важное значение имеет комплексность и взаимное соответствие способов подъёма, перемещения, погрузки, выгрузки и укладки грузов в пунктах отправления и прибытия. Объёмы этих видов работ зависят от числа перевалок грузов. Уровень механизации подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ определяется отношением количества грузов, переработанных с помощью средств механизации, к общему объёму перерабатываемых грузов. Важное значение для снижения трудовых затрат на промышленных предприятиях имеет внедрение средств механизации с целью полной замены ручного труда на внутрицеховой и межцеховой погрузке и выгрузке материалов, деталей, полуфабрикатов, загрузке и выгрузке ж.-д. вагонов, грузовых автомобилей и прицепов, штабелировании полуфабрикатов и готовых изделий на цеховых и заводских складах. Основные пути осуществления комплексной Механизация производства этих работ: рациональная организация складского хозяйства предприятий, максимальное приближение складов к цехам-потребителям, объединение транспортно-складских операций с технологическими процессами основного производства; оснащение погрузочных пл

Статья про слово "Механизация производства " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 18323 раз

Работа и образование