Мотивация инновационной деятельности: построение общей картины развития продукции и управление, основанное на страхеНовый взгляд на мотивы инновационной деятельности. Способы нематериальной мотивации инновационной деятельности К внешним факторам мотивации

Движение по инновационному пути развития возможно только при наличии благоприятных условий для эффективной реализации накопленного инновационного потенциала страны и его дальнейшего наращивания, построения действенного механизма управления инновационными процессами. При этом следует указать на немаловажное, и даже в какой - то степени определяющее, значение психологических аспектов инновационной деятельности, играющих решающую роль в преодолении инновационной инертности субъектов предпринимательства различных форм хозяйствования, собственников капитала, государства. Возникает объективная необходимость изменить отношение людей к новой реальности, психологию восприятия ими инноваций, привить понимание значения и роли активизации инновационных изменений. Достичь этого можно только на основе глубокого познания действительных мотивов инновационной активности различных субъектов. Поэтому всесторонняя проработка аспектов мотивации, выступающей решающим причинным фактором результативности инновационной деятельности, и построение, адекватного специфике современных условий, мотивационного механизма особенно актуализируется сегодня.

Анализ и обобщение материалов публикаций отечественных и зарубежных исследователей указывает на недостаточную разработку вопросов мотивации в сфере инновационной деятельности. Следует, конечно, отметить, существование большого количества информации в экономической литературе, касающейся мотивации деятельности трудовой, но специфика инновационных процессов отвергает возможность идентичной трактовки всех понятий, присущих категории "мотивация", применительно к этим двум видам деятельности. Таким образом, в настоящее время:

· отсутствует теоретическое обоснование понятия мотивации и его специфики в контексте инновационной деятельности;

· отсутствует четкое разграничение мотивов и стимулов инновационной активности различных субъектов хозяйствования;

· не раскрыты содержание и структура механизма управления мотивацией инновационной деятельности;

· отсутствует проработка экономического аспекта мотивации инноваций, практическая применимость мотивационного механизма, методика оценки его эффективности.

В силу сложности, многогранности и специфичности экономических, психологических и этических отношений, складывающихся между субъектами инноваций, инновационный процесс осуществляется в соответствии с присущими ему стохастическими закономерностями, но это не отрицает того факта, что он не поддается управлению. Управление же, какими бы то ни было процессами, требует глубокого осмысления их сущности, понимания движущих сил. Поэтому, зная, что стоит у истоков возникновения инноваций как таковых, что вызывает к жизни какую-либо идею, что побуждает различных субъектов хозяйствования быть активными участниками инновационной деятельности, какие мотивы лежат в основе их поведения, можно сформировать адекватную систему управления инновационными процессами, как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах всей страны. Основу подобной системы должен составлять механизм мотивации как источник активности различных участников инновационной деятельности в направлении постоянной разработки, внедрения и эффективного использования инновационных продуктов, но для построения модели такого механизма необходимо четкое определение понятийного аппарата и знание характера явлений и процессов, скрывающихся за тем или иным понятием.

Первым шагом на пути решения данной проблемы является определение сущности категория "мотивация", а также осмысление основных понятий, неразрывно связанных с нею и необходимых для понимания сути самой категории. Следует отметить существование множества точек зрения относительно трактовки понятия "мотивация", что объясняется многоаспектностью и междисциплинарным характером данной категории и отношений, которые ею описываются. Различные исследователи, как зарубежные, так и отечественные, в зависимости от взглядов, убеждений, методологических подходов по-разному описывают сущность мотивации. В качестве примера приведем несколько определений:

Мотивация - это силы, существующие внутри и вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий;

Мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации;

Мотивация - совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности;

Мотивация - совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей;

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Как видим, упомянутые исследователи едины во мнении, что мотивация - это "нечто", что вызывает активность субъекта в определенном направлении для достижения конкретных целей. Это "нечто" можно охарактеризовать как совокупность мотивообразующих факторов, которые могут быть заданы извне или формироваться субъективно личностью в соответствии с ее ценностными ориентациями, стремлениями, интересами, ожиданиями. Но чаще всего влияние внешних факторов воспринимается субъектом только сквозь призму внутреннего "я", приводя к видоизменениям системы мотивообразующих факторов, которая уже не является идентичной, ни внутренней, ни внешней совокупности факторов, порождающих определенные мотивы. Однако мотивацию нельзя просто рассматривать как совокупность каких-либо побуждающих сил, факторов, определенное состояние личности, это скорее процесс формирования мотивационной структуры личности, как совокупности мотивов, под воздействием комплекса мотивообразующих факторов, побуждающих субъекта к целенаправленному поведению и получению определенного результата.

Повышение конкурентоспособности

Повышение качества выпускаемой продукции

Освоение новых рынков сбыта

Увеличение доли на уже освоенном рынке

Расширение диапазона использования продукции

Реализация на практике собственных научных разработок

Замена устаревшей продукции

Снижение производственных рисков

Сокращение трудозатрат

Соответствие требованиям стандартов

Сокращение материалоемкости

Сокращение энергозатрат

Снижение нагрузки на ОС

Если подвергнуть анализу мотивы инновационной деятельности на различных этапах инновационного процесса и с точки зрения различных его участников, то нельзя стремление к получению максимального экономического эффекта возводить в ранг ведущего мотива в иерархической системе мотивов субъектов-участников инноваций на каждом конкретном этапе. Каждая стадия инновационного процесса характеризуется своей структурой мотивов, находящейся под воздействием многочисленных факторов, способствующих созданию благоприятных условий для творческой деятельности или же препятствующих ее реализации. В результате конструктивного или деструктивного влияния этих факторов происходят изменения в совокупности мотивов, как в процессе реализации конкретного этапа, так и при переходе к следующей стадии инновационного процесса. Этот переход предполагает определенные трансформации в приоритетности мотивов, ликвидацию одних и возникновение других мотивов, связанные с изменением условий протекания инновационного процесса, со сменой его участников, их потребностей, интересов, целевых установок и т.д.

Например, на этапе зарождения идеи, рассматриваемого как этап поиска, открытия чего-то нового, не существующего в объективной (субъективной) реальности или же изменение и дальнейшее совершенствование уже имеющихся предметов и явлений, в основе творческой активности субъектов (а именно инициаторов новых идей, разработчиков инновационной продукции) могут находиться самые разнообразные мотивы такие, как стремление решить определенную проблему технического, технологического, организационного характера; познавательный интерес; потребность самовыражения, самоутверждения, постоянного творческого поиска; идентификация с кумиром; материальные мотивы, общественное признание и другие. При этом, если на стадии возникновения идеи доминирующим мотивом в системе мотивации субъекта к проведению исследований было стремление решить проблему определенного характера, то, скажем, на этапе экономического обоснования на первый план выдвигается стремление получить максимальный эффект от внедрения наиболее рационального варианта решения данной проблемы.

Если говорить о приоритетности в рассмотрении проблем мотивации на каждой из стадий инновационного процесса и формировании действенного мотивационного механизма, то надо отметить, что основное внимание в современных условиях должно уделяться именно этапу зарождения идеи, так как это источник генерации инноваций, основанный на возможностях кадровой составляющей инновационного потенциала государства в целом или отдельного предприятия, научно-исследовательской организации и т.п. Именно человеческий ресурс с его неисчерпаемым интеллектуальным потенциалом является главной движущей силой инновационных трансформаций, поэтому разработка вопросов мотивации творчества (инициирования инноваций) выступает ключевым фактором преодоления существующей, сегодня инертности субъектов инновационной деятельности.

В качестве факторов воздействия на активность инновационной деятельности в наиболее укрупненном виде можно выделить внешние и внутренние факторы. Объективную природу имеют те факторы внешней среды, действие которых обусловлено долговременными тенденциями и не может быть связано с единовременными волевыми решениями конкретного субъекта. Субъективная природа характерна, напротив, для таких составляющих внешней среды, действие которых является прямым следствием сознательно принятого решения в отношении данной экономической системы.

Необходимо отметить, что в инновационной экономике действие этих факторов осуществляется в совокупности. Стимулирующие побудительные мотивы - объективные и субъективные - координируются, соподчиняются, взаимопроникают и образуют систему мотивации для осуществления инновационной деятельности, формируя инновационную стратегию на конкретном этапе развития.

Множественность социально-экономических отношений, связывающих современные инновационные структуры с различными контрагентами в виде потребителей, посредников, конкурентов, финансовых институтов, государственных служб и т.д., делает эти структуры полноправными субъектами рыночных отношений. Данное обстоятельство заставляет их действовать в соответствии с объективными законами рынка, специфика проявления которых обусловливается соотношением рыночных методов регулирования экономики и степенью государственного воздействия в конкретной экономической системе.

Внешние мотивообразующие факторы можно условно разделить на позитивные, вызывающие положительную реакцию и активизирующие деятельность субъекта в направлении осуществления инноваций, и негативные, принуждающие к участию в инновационной деятельности (это могут быть различного рода санкции за невыполнение определенных действий, неполучение запланированных результатов). Однако, не следует ориентироваться на вторую группу факторов, которые хотя и способны быть довольно действенными в отдельных случаях, но сужают свое влияние на мотивацию субъектов-участников инновационных процессов, ослабляют общий уровень мотивации, так как в структуре мотивов доминирует не стремление чего-то достичь, а боязнь наказания. Кроме того, недостаток негативных факторов проявляется в кратковременности их влияния - они оказывают побуждающее влияние только в период их действия.

Мотивы, порождаемые внешними факторами, непосредственно не связанными с характером деятельности, называются экстринсивными мотивами, к ним относятся: мотив долга и ответственности перед обществом; мотив самоопределения; стремление получить одобрение других, высокий социальный статус; мотивы избежание наказания. В случае действия этих мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что с ней связано (например, власть, материальное благополучие, престиж), но это зачастую не достаточно для побуждения к деятельности. Важно, чтобы экстринсивные мотивы были подкреплены процессуально-содержательными (интринсивными) мотивами, когда активность субъекта вызывается не влиянием конкретных внешних факторов, а самим процессом и содержанием деятельности. Субъекту интересно то, чем он занимается, характер деятельности, нравится проявлять свою интеллектуальную и физическую активность. Формирование прогцессуально-содержательных мотивов особенно актуально в процессе реализации инновационной деятельности, когда заходит речь о творческом характере труда разработчиков инновационной продукции. Необходимо создать такие условия, при которых ведущим мотивом в мотивационной структуре индивида был бы сам процесс интеллектуальной деятельности, не забывая конечно о роли экстринсивных факторов в усилении общего уровня мотивации. На наш взгляд, к числу экономических законов, активно воздействующих на инновационную деятельность, следует отнести:

Закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;

Закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;

Законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;

Закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;

Закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы "цикла".

"Руководитель автономного учреждения", 2011, N 10

Сегодня в системе образования происходят изменения, которые дают возможность педагогу раскрыть свой творческий потенциал. Более того, курс на инновационное развитие государства изначально предполагает выдвижение на первый план именно преподавателя с его культурой, физическим, психическим, нравственным здоровьем. Однако любые прогрессивные начинания окажутся блокированы, если педагог не будет видеть пользу от внедрения в свою работу каких-либо инноваций.

Внешние и внутренние мотивы

Одной из серьезных проблем отечественной системы образования в настоящее время можно считать эмоциональное выгорание педагогов . Этой опасности прежде всего подвержены люди старше 40 лет, хотя в таком возрасте многие из них уже имеют достаточный профессиональный опыт и, казалось бы, именно от этих специалистов стоит ожидать существенного подъема в профессиональном плане. Актуальность данной проблемы объясняется тем, что средний возраст педагогов в российских образовательных учреждениях составляет именно 42 - 45 лет. Поэтому руководителям подобных учреждений необходимо обратить особое внимание на потенциальную опасность для сотрудников и вовремя оказать им эмоционально-психологическую поддержку, сформировать мотивацию - как основу саморазвития педагога, его стремления к достижению новых вершин в профессии.

Отметим, что в большинстве случаев мотивация трактуется как побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность. Однако при этом следует помнить: чтобы побудить человека как-либо действовать, нужно сделать так, чтобы он сам этого захотел.

Психологи традиционно разделяют факторы, влияющие на инновационную активность педагогов, на две группы:

  • внешние по отношению к субъекту инновационного процесса;
  • внутренние, связанные с индивидуально-психологическими и личностными особенностями новаторов (ценностная ориентация, уровень тревожности, самоактуализация, контроль).

Внутреннюю готовность к принятию системного нововведения относят к наиболее важному условию осуществления инноваций.

Как показывает практика, человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. Однако, вводя внешние побудители, необходимо помнить, что обстоятельства и условия среды влияют на мотивацию только в том случае, если они становятся значимыми для человека, начинают удовлетворять его потребности или желания. Таким образом, внешние факторы в процессе мотивации должны трансформироваться во внутренние.

Формируем мотивацию

Приведем пример, как внутренние факторы мотивации могут влиять на работоспособность сотрудников и их степень восприимчивости к инновациям. Психолого-педагогические тренинги по формированию мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности, проведенные в МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы "Истоки" (ЯНАО, Новый Уренгой), дали интересные результаты. Исходя из задач данного образовательного учреждения, связанных с внедрением новаций, была запланирована работа по трем основным направлениям :

  1. Выявление проблемы (наблюдения, диагностика, анализ данных).
  2. Практические занятия (тренинги, консультации).
  3. Обратная связь. Рефлексия.

Темы для тренингов определялись на основании выявленных в ходе диагностики проблем, а также с учетом рекомендаций методистов городского управления образования. В результате был составлен план занятий , который предусматривал отработку таких важных тем, как:

  1. Психологический портрет специалиста.
  2. Причины профессионального выгорания.
  3. Стресс и стрессоустойчивость (здоровьесберегающие технологии).
  4. Самоменеджмент педагога, развитие педагогической рефлексии.
  5. Базовые потребности личности и их иерархия.
  6. Основные стадии мотивации.

По итогам занятий у педагогов была выявлена положительная и отрицательная мотивация.

В случае положительной мотивации у сотрудника появлялось желание непосредственной реализации потребности в достижении успеха, развития своих способностей, познания нового, а также побуждение к ощущению собственной значимости.

В случае отрицательной мотивации возникал своего рода самозапрет, тормозящий побуждения к реализации потребности. Например , педагоги нередко говорили: "Мне инновации ни к чему, я работаю по программе уже двадцать лет, чувствую себя как рыба в воде, а мне предлагают пойти на курсы повышения квалификации". Или: "И без того работы хватает, а тут еще конкурсы вроде "Педагог - исследователь - новатор".

Исследования также выявили нечеткость приоритетов сотрудников. Для 65% педагогов родное общеобразовательное учреждение не является единственным "светом в окошке". Лишь 47% специалистов близки интересы учеников и их проблемы, а поддержка и признание коллег важны для 29%.

Что касается психоэмоционального состояния, 88% педагогов отметили, что повышенная чувствительность нервной системы и неблагоприятное стечение обстоятельств могут выбить их из колеи, а работа с учениками отнимает много физических и душевных сил. Причем 18% педагогов часто испытывают чувство тревоги и бессилия и лишь у 6% сотрудников благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность работы.

Кроме того, обнаружились и проблемы с самооценкой. У 65% педагогов она существенно зависела от внешних обстоятельств, мнения других, настроения, 23% педагогов было свойственно принижать значение своей личности, им было трудно вступать в свободное общение с другими. И только у 29% специалистов оказалось позитивное самовосприятие, то есть преобладало творческое мышление, они были способны создать атмосферу живого общения.

Самовыгорание

В настоящее время принято выделять три основных симптома профессионального самовыгорания.

  1. Снижение самооценки. Работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние, привести к смене места работы.
  2. Одиночество. Люди, подверженные эмоциональному сгоранию, не в состоянии установить нормальный контакт ни с родителями учащихся, ни с детьми, ни с другими педагогами и руководством учреждения. Даже любой совет они будут воспринимать в штыки, не говоря уже о замечаниях в адрес их педагогической деятельности.
  3. Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям.

Загруженность работой, неудовлетворенность качеством деятельности и, как следствие, эмоциональные срывы влияют не только на здоровье сотрудника, но и на самочувствие детей, с которыми он работает, а также окружающих людей.

Что делать?

Немаловажное значение для развития мотивации имеют формы воздействия на сотрудника, которые объединяются в три группы.

К первой группе относятся просьба, предложение и убеждение . Опыт подтверждает, что все три данные формы воздействия на мотивацию оказываются действенными, если имеют ясные и вежливые формулировки, предполагают право отказать, а также уважительное отношение к отказу.

Во вторую группу входят приказы, требования, принуждение. Эти формы воздействия воспринимаются как проявление власти над другими, что, как показывает практика, приводит к внутреннему сопротивлению субъекта. Снять негативную реакцию можно путем продуманной аргументации выдвигаемого требования - тогда оно превратится из внешнего побудителя во внутренний. Положительная сторона принуждения в том, что оно может способствовать снятию конфликтной ситуации на определенном отрезке времени и выполнению сотрудником необходимых действий. Кроме того, это один из способов воспитания чувства долга.

Третья группа форм воздействия - "заражение" эмоциональным состоянием и подражание (оно чаще всего проявляется у молодых специалистов). "Заражение" эмоцией, передающейся от человека или группы другому (другим), особенно ярко проявляется в трудовом энтузиазме. Участие педагогов в конкурсе "Учитель года", в конкурсах на гранты главы города, губернатора региона, Президента страны тоже иллюстрирует данную форму воздействия.

Среди способов стимулирования педагогов к инновационной деятельности , используемых в образовательных учреждениях, можно выделить следующие:

  1. отдельные виды материального стимулирования - доплаты, премии;
  2. улучшение материально-технической базы, необходимой для работы;
  3. повышение категории, предоставление педагогу свободного времени и уменьшение внешнего вмешательства;
  4. проведение конкурсов, семинаров, открытых уроков.

Большую роль в развитии мотивации педагогов играет поэтапная работа руководства учреждения по введению инновационных технологий в образовательный процесс. Таким образом, чтобы внедрение инноваций действительно способствовало нахождению новых способов решений педагогических проблем, необходимы профессиональное взаимодействие всех участников образовательного процесса и целенаправленная работа над мотивацией сотрудников.

В.Г.Шпаковский

Эксперт журнала

"Руководитель

автономного учреждения"

Мотивация есть совокупность потребностей и их мотивов, определяющих активную деятельность в определенном направлении. Мотивация инноваций представляет собой совокупность потребностей и мотивов, побуждающих продуцента и менеджера к активной деятельности в направлении инновационного процесса научно-технического прогресса и продажи инновации или, наоборот, покупки ее и использования в хозяйственном процессе.

В инновационном менеджменте мотивация рассматривается как набор методов по направлению действия побудительных сил (т.е. мотивов) для достижения поставленной цели. Мотивацию инноваций можно рассматривать в двух аспектах:

  • мотивация создания и продажи инноваций;
  • мотивация покупки инноваций.

Любая мотивация состоит из четырех элементов, к которым относятся:

  • цель;
  • мотивы;
  • факторы;
  • стремление к достижению цели.

Мотивация создания и продажи инновации

Целью мотивации создания и продажи инновации (рис. 2.17) является получение хозяйствующим субъектом денег от продажи новых продуктов (операций) немедленно, с тем чтобы вложить эти деньги в прибыльные сферы предпринимательства, поднять свой имидж на рынке, повысить свою конкурентоспособность.

Рис. 2.17. Процесс мотивации создания и продажи инноваций

Мотив как повод к определенному действию тесно связан с потребностью хозяйствующего субъекта в данный момент времени. Основными мотивами создания и продажи инноваций обычно являются:

  • повышение конкурентоспособности своих новых продуктов;
  • повышение своего имиджа на рынке;
  • захват новых рынков;
  • увеличение величины денежного потока;
  • снижение ресурсоемкости продукта.

Конкурентоспособность нового продукта (или технологии) означает способность сто в определенный период времени соответствовать запросам и требованиям рынка и быть выгодно проданным при наличии на рынке предложений других аналогичных продуктов (или технологий).

Конкурентоспособность продукта определяется совокупностью свойств, представляющих интерес для покупателей, т.е. обеспечивающих удовлетворение потребностей этих покупателей в условиях конкретного рынка или его звена.

Конкурентоспособность нового продукта обусловливается:

  • соответствием качества продукта сложившимся или предполагаемым требованиям;
  • более низкой ценой при одинаковом уровне качества;
  • уверенностью потребителя в возможностях поставщика не только обеспечить стабильность качества продукта, но и осуществлять поставки в заданные сроки;
  • наличием быстрого и надежного послепродажного сервиса;
  • соответствием продукта международным и национальным стандартам, обеспечивающим его совместимость, унификацию и взаимозаменяемость;
  • рекламой.

Конкурентоспособность продукта во многом определяется имиджем производителя продукта (т.е. продуцента) и (или) продавца этого продукта.

Имидж означает образ хозяйствующего субъекта в сознании человека, т.е. имидж – это совокупность ассоциаций и впечатлений о хозяйствующем субъекте, которые складываются в сознании людей и связываются с конкретным представлением.

Мотивы создания и продажи инноваций обусловлены целым рядом факторов. Основными факторами являются:

  • 1) усиление конкуренции;
  • 2) изменения в регулятивном производственно-торговом процессе;
  • 3) совершенствование технологий операций;
  • 4) изменения в системе налогообложения;
  • 5) достижения на международном рынке.

Конкуренция (от лат. concurrentia/concurrere – сталкиваться) является неотъемлемым элементом любого рынка. Рыночные регуляторы, соединяясь с конкуренцией, образуют единый экономический метод рыночного хозяйствования. На рынке инноваций механизм рыночного хозяйствования заставляет продуцента и продавца инновации учитывать интересы и запросы покупателя. Усиление конкурентов данного хозяйствующего субъекта заставляет его осуществлять определенные действия по повышению своей конкурентоспособности, имиджа и захвату новых рынков сбыта продукта или услуги.

Регулятивный производственно-торговый процесс – это целенаправленный процесс, обеспечивающий поддержание деятельности хозяйствующего субъекта и регулирование этой деятельности в соответствии с нормами, нормативами, правилами и порядком, устанавливаемыми ответственными органами и условиями рыночной экономики. Регулирование производственно-торгового процесса обусловлено рядом законов и опирается на широкое использование различных форм, методов, средств и механизмов регулирования.

Важным фактором, обусловливающим появление инноваций, являются достижения на международном рынке. В период процветания появляется больше свободных денег у инвесторов, что одновременно вызывает больше причин предлагать им продукты и операции, чем во время спада. При экономическом спаде основной акцент в инновационном менеджменте делается на уменьшение риска. При экономическом подъеме при прочих равных условиях предпочтение отдается экономическому росту.

Практика показывает, что, когда продукта мало, возникает только одна задача – выпустить больше качественного данного продукта. Когда же продукта много и по количеству, и по видам, возникает очень сложная задача: какого вида и в каком количестве надо выпустить продукт?

В этих условиях важная роль отведена бенчмаркингу и маркетингу. Причем бенчмаркинг необходимо использовать для изучения достижений не только на международном рынке, но и на отечественном.

При продаже инноваций продавец исходит из желания удовлетворить потребности покупателя и из его поведения на рынке.

Мотивация покупки инноваций

Схема мотивации покупки инноваций приведена на рис. 2.18.

Целью мотивации покупки инноваций является получение хозяйствующим субъектом денежных средств в будущем за счет реализации им новых продуктов или технологий, купленных сегодня.

Основными мотивами покупки инноваций являются:

  • повышение конкурентоспособности и имиджа хозяйствующего субъекта;
  • получение в перспективе дохода на капитал, вложенный сегодня.

Мотивы покупки инноваций обусловлены целым рядом факторов, как объективных, так и субъективных.

К субъективным факторам относятся факторы, отражающие интересы конкретного покупателя, планы и программы его инвестиционной и финансовой деятельности, психологические способности, профессионализм менеджеров и др.

Рис. 2.18.

Основными объективными факторами являются:

  • 1) изменения в регулятивном производственно-торговом процессе:
  • 2) изменения в системе налогообложения;
  • 3) достижения на международном рынке.

Рассматривая приведенные объективные факторы, можно

заметить, что они совпадают с факторами мотивации создания и продажи инноваций. Только в основе их действия уже лежат интересы и запросы покупателей.

1

В статье исследуются проблемы эффективного управления инновационной деятельностью промышленных предприятий. Предлагаются методологические рекомендации по формированию мотивационной системы инновационно-активного предприятия. Авторы определяют особенности отдельных видов мотивации применительно к инновационной деятельности предприятий. При этом выделяются внутренняя мотивация, которая подразумевает побудительные силы и действия, формируемые внутри предприятия, и внешняя мотивация как совокупность факторов, действующих за пределами предприятия, но целенаправленно или опосредовано воздействующих на его деятельность. В работе определены основные функции, которые должна выполнять система мотивации. Особая роль отводится анализу и оценке конкурентных преимуществ предприятия в рыночной среде, которая может быть выполнена с помощью методов стратегического анализа. Предложенная авторами концепция мотивации инновационной деятельности при ее реализации позволит обеспечить эффективное использование инновационного потенциала предприятия.

мотивация инновационной деятельности

инновационная деятельность

инновации

1. Баранчеев В. П., Масленникова Н. П., Мишин В. М. Управление инновациями. - М.: Юрайт, 2012.

2. Васюхин О. В., Павлова Е. А. Проблемы активизации инновационной деятельности организаций // Третий Санкт-Петербургский конгресс "Профессиональное образование, наука, инновации в ХХI веке": сборник трудов. - СПб.: СПбГУИТМО, 2009.

3. Васюхин О. В., Павлова Е. А. Развитие инновационного потенциала промышленного предприятия. - М.: Российская академия естествознания, 2010.

4. Васюхин О. В., Павлова Е. А. Стратегия формирования и развития инновационного потенциала промышленного предприятия // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. - Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2010. - Вып. 2 (66). - С. 113-120.

5. Дейнека А. В., Жуков Б. М. Современные тенденции в управлении персоналом. - М.: Изд-во "Академия Естествознания", 2009.

6. Петров В. В. Теории мотивации. - М.: Издательский Дом "Равновесие", 2005.

7. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2008.

8. Шамина Л. К. Теоретические аспекты функционирования инновационных процессов. - СПб.: Наука, 2008.

Введение

Обеспечение инновационного роста экономики Российской Федерации является сегодня актуальнейшей задачей, на решение которой ориентируются инновационно-активные промышленные предприятия. При исследовании вопросов управления инновациями, выбора и реализации инновационных стратегий на предприятии необходимо учитывать мотивационные аспекты инновационной деятельности на предприятии.

Опираясь на общепринятую в мировой практике терминологию, кратко можно определить, что инновация - это нововведение (продукт и/или процесс), которое может иметь коммерческий успех. В свою очередь, инновационная деятельность - это процесс создания (получения, использования) новых знаний и превращение их в инновацию.

Отсюда становится ясным, что инновационная деятельность (в отличие, например, от текущей операционной деятельности) является сложным, нацеленным в будущее и затратным видом деятельности с недостаточно предсказуемым результатом для любого промышленного предприятия.

При этом появляются дополнительные предпринимательские риски (инновация не принесла ожидаемого коммерческого результата, в силу разных обстоятельств существенно увеличились сроки создания инновации и вывода ее на рынок, не точно было спрогнозировано будущее состояние бизнес-среды и др.), что само по себе служит дополнительным препятствием для активизации инновационной деятельности. Поэтому большинство российских предприятий предпочитают жить сегодняшним днем, обеспечивая свои предпринимательские потребности в основном за счет текущей операционной деятельности.

Для того чтобы переломить эту позицию, необходим мощный мотив, который позволит руководителям предприятий самостоятельно прийти к пониманию необходимости развития инновационного потенциала и его эффективного использования. Такой мотив должен наглядно показать - если сегодня и завтра ничего не делать, то послезавтра это предприятие может перестать существовать как самостоятельная бизнес единица.

В соответствии с классическими представлениями общей теории менеджмента принято различать два вида мотивации - внутреннюю и внешнюю. При этом внутренняя мотивация подразумевает побудительные силы и действия, формируемые внутри самой системы (в данном случае - предприятия). Внешняя мотивация - это совокупность факторов, действующих за пределами системы, но целенаправленно и/или опосредовано воздействующих на эту систему так, чтобы она развивалась в нужном направлении.

Применительно к проблемам, рассматриваемым в настоящей статье, внутренняя мотивация - это стимулирование работников предприятия в области активизации всякого рода творческой деятельности, которая и может стать, впоследствии, основой каких либо инновационных проектов. В качестве наглядного примера такого подхода могут служить так называемые «кружки качества» в Японии или движение рационализаторов в СССР.

Формы внутренней мотивации могут быть самыми разнообразными: от создания формальных (неформальных) групп (организационных единиц), функцией которых является инновационная деятельность, вплоть до внедрения специальных систем поощрения работников предприятия за участие в инновационной деятельности.

Что же касается внешней мотивации, то, как правило, главным мотиватором рассматривается государство и его деятельность в области перехода к инновационной экономике России.

При этом многие исследователи состояния и перспектив развития инновационной деятельности в современной России сходятся во мнении о том, что главным сдерживающим фактором в этой области является отсутствие или недостаточное ее финансирование со стороны государства, со стороны региональных органов управления, со стороны инвесторов и, в конечном счете, отсутствие средств на развитие инноватики у самого предприятия. Иными словами, предполагается, что получение достаточных, дополнительных финансовых ресурсов (или иных преференций) из любых источников является существенным мотивом (порой единственным действенным стимулом) для разворачивания и активизации инновационной деятельности на промышленном предприятии.

Безусловно, этот довод является актуальным для современного нестабильного развития экономики России. Вместе с тем авторы считают, что наряду с реально доступными внешними финансовыми ресурсами существуют и другие, более значимые стимулы, способные заставить руководство предприятий обратить серьезное внимание на инноватику.

Обратимся к классическому определению понятия «мотивация».

С точки зрения теории менеджмента мотивация - это пpoцecc пoбyждeния людeй к дeлoвoй aктивнocти для дocтижeния личныx цeлeй, a тaкжe цeлeй opгaнизaции .

В общем случае система мотивации должна выполнять три основные функции :

1) планирование (обоснование содержательной характеристики существующих потребностей, выявление доминирующих потребностей и их ранжирование, анализ факторов, приводящих к изменению содержания и структуры потребностей, анализ взаимосвязи между потребностями и стимулами, планирование целей и методов мотивации, выбор конкретного организационного способа мотивации);

2) реализация (создание организационных и экономических условий, направленных на удовлетворение потребностей, обоснование стимулов за достижение требуемых результатов, обеспечение у всех заинтересованных лиц предприятия уверенности в достижении поставленных целей, создание у них впечатления о высокой значимости поставленных целей);

3) контроль (сравнение достигнутых результатов деятельности с требуемыми, корректировка мотивационных стимулов, разработка ответных реакций системы на внешние и внутренние случайные возмущения).

Создание на предприятии системы мотивации позволит обеспечить и необходимую мотивацию труда, то есть стимулирование работников предприятия к активной деятельности по достижению установленных целей через удовлетворение их собственных потребностей.

Отсюда, мотивация есть совокупность побудительных мотивов, которые заставят руководство предприятия всерьез заняться инновационной деятельностью и, в первую очередь, формированием результативного инновационного потенциала .

Главным же мотивационным стимулом, по мнению авторов, могут служить намечающиеся (явно существующие) тенденции к потере предприятием конкурентных преимуществ и снижение определяющих экономических показателей ниже пороговых значений.

При этом в качестве методической основы решения вопросов о мотивации для разворачивания и/или активизации инновационной деятельности на предприятии целесообразно использовать те или иные методы стратегического анализа его хозяйственного портфеля. Регулярное применение на практике любого из этих методов покажет не только распределение различных видов бизнесов с точки зрения их стратегической значимости, но и покажет, что будет с предприятием в будущем, если не развивать инновационную деятельность в конкретном направлении .

Критериальной же основой для принятия решений в области инновационной активности по тому или иному направлению могут стать результаты трендового анализа стратегических и экономических показателей деятельности предприятия (например, доля рынка, уровень конкурентоспособности товаров и самого предприятия, объем продаж, уровень прибыльности и т.п.) за статистически значимый отрезок времени.

Создание адекватной системы мотивации инновационной деятельности предприятия, учитывающей особенности воздействия как внутренних, так и внешних факторов окружающей среды, позволит обеспечить устойчивое развитие и эффективное использование инновационного потенциала предприятия и создать условия, побуждающие всех участников инновационной деятельности к продуктивному сотрудничеству.

Рецензенты:

Голубев А. А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой финансового менеджмента ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», г.Санкт-Петербург.

Смирнов С. Б., д.э.н., зав. кафедрой экономической теории и бизнеса ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», г.Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Васюхин О.В., Павлова Е.А. ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9477 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Вопрос 1. Мотивы инновационной деятельности в организациях.

Вопрос 2. Экономические интересы в инновационной деятельности.

Вопрос 3. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики.

Вопрос 3. Основные формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности.

Вопрос 4. Основные функции государственных органов.

Вопрос 1. Мотивы инновационной деятельности в организациях.

Основным мотивом инициирования инновационных процессов на предприятии является получение дополнительных конкурентных преимуществ, к которым относятся:

1. Преимущества стратегического характера:

Создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов;

Рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей;

Обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности.

2. Увеличение рентабельности предприятия вследствие:

Временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок;

Повышения качества и конкурентоспособности изделий;

Увеличения доли продукта на рынке.

3. Снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря:

Реструктуризации деятельности;

Снижению непроизводительных расходов;

Экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий;

Экономии средств в результате использования вторичного сырья;

Снижению количества брака.

4. Специальные выгоды и льготы:

Информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур;

Льготное налогообложение;

Льготное кредитование.

Вопрос 2. Экономические интересы в инновационной деятельности.

Инновационная деятельность зависит от экономических условий, которые задает рынок. Нововведения взаимосвязаны с рынком следующим образом:

С одной стороны, направление инновационной деятельности в основном определяет рыночная конъюнктура, характеризующая текущее состояние отрасли и тенденции ее развития; при этом снижение спроса на научно-техническую продукцию уменьшает инновационную активность предприятий;

С другой стороны, инновации активно формируют не только предложение нового продукта, но и спрос, изменяя ситуацию на рынке.

Инновационная сфера представляет собой область взаимодействия новаторов, инноваторов и инвесторов.

Таким образом, инновационное пространство составляют три составных элемента, определяющих спрос и предложение:

1) рынок новаций (новшеств);

2) рынок инновационного предпринимательства;

3) рынок инвестиций.

1. Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении.

Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты инновационной деятельности:

Научно-исследовательские институты и университеты,

Малые инновационные фирмы,

Индивидуальные изобретатели.

Инновационные проекты, предлагаемые на рынке новации, могут находиться на разных стадиях разработки:

Прикладные исследования;

Опытный образец;

Инновационный продукт, осваиваемый в производстве.

Цена новации определяется коммерциализуемостью новшества, которая зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости.

Новация превращается в инновацию в результате практического использования.

2. Рынок инновационного предпринимательства образуют компании, внедряющие и использующие нововведения и ноу-хау.

К ним относятся внедренческие фирмы, осуществляющие продвижение инноваций на рынке, а также потребители, применяющие новшества в своей деятельности.

3. Рынок инвестиций формируют источники капитала, используемого для финансирования процессов нововведений.

В качестве субъектов инвестирования инновационной деятельности выступают: корпорации, банки, инвестиционные фонды, частный капитал, государство, население.

Особенность финансирования инновационных процессов заключается:

В потенциальной возможности многократно увеличить вложенный капитал;

Высокой степени риска потери инвестиционных вложений.

Для снижения рисков проводится детальный анализ перспектив и полезности будущего инновационного продукта, а также используются механизмы возврата предоставляемых инвестиций и управления рисками.

Бухгалтерский учет