Мотив поиска истины в произведениях отечественной литературы. Путь к истине - это путь познания самого себя (Аргументы ЕГЭ) Какие ошибки невозможно исправить примеры из литературы

Вначале ты осмысливаешь свой дар речи – ты говоришь и все вокруг замолкают, и тебе кажется, что тишина для того и нужна – чтобы ты ее заполнил.

Затем ты оказываешься окружен людьми, которые убеждены в том же: они используют каждую секунду тишины, чтобы заполняя ее своим голосом подтверждать себе значимость своего присутствия.

Как только окружающие замолкают, ты понимаешь, что у тебя есть выбор. И ты больше не спешишь высказаться – ты научился любить тишину, узнав насколько она ценна.

Некоторые делают иной выбор: они так ревнуют возможность высказаться, что даже не дожидаются паузы, а перебивают других или повышают голос, чтобы перекричать. А ты ревнуешь только тишину, ведь именно она делает возможным высказывание мнений и звучание голосов.

Вначале ты вкушаешь радость от вседозволенности, путая ее со всемогуществом: тебе кажется, что мир вращается вокруг тебя, а окружающие, столь внимательные к твоим пожеланиям, видимо считают тебя кем-то важным. Значит так и есть! Ты самый важный человек на свете!

Но однажды ты понимаешь, что чувствуешь себя королем не потому, что ты важен, а потому что эти люди толерантны и терпеливы к твоим капризам. И приходит это понимание, когда сменяется твое окружение: ты вдруг оказываешься в компании людей, которые беспрестанно выдвигают требования, диктуют всем свои правила, изъявляют капризы и считают свое поведение ествественным, а твою терпимость или подчинение обязательным атрибутом собственной жизни. Ты им должен, просто потому что они есть. Они думают, что с ними не спорят потому, что они авторитетны. Но тот, кто не вступает с ними в споры, просто, не желает омрачать свой день.

Это наталкивает тебя на мысль, что у тебя есть выбор. В одном случае, ты можешь выбрать линию поведения, которой уже следуешь и развивать её по-нарастающей: войти в их игру и соревноваться с ними за первенство в чем-то, до чего миру нет никакого дела.

И тогда «непрестанно бросающий перчатку» получит то, чего так желал – партнера в своей игре: игре до которой будет дело лишь Вам двоим да нескольким зевакам, обсуждающим за обедом Ваш новый раунд и текущий счет поединка.

В другом случае, ты можешь свернуть с пути и использовать подобное поведение себе в поучение, - и тогда их нетерпимость научит тебя терпимости; их заблуждение в собственной важности позволит тебе открыть глаза на собственные заблуждения; их попытки самовозвыситься за счет унижения других откроют тебе, что такое «возвышение» - лишь иллюзия, и подтолкнут тебя к поиску других путей к самоуважению, нежели через умаление достоинств других людей.

И вот ты снова пришел через заблуждение к истине. Стремление тех людей «Казаться» во что бы то ни стало, научило тебя «Быть» при любых обстоятельствах, несмотря на видимость, независимо от чего-либо, кого-либо.

Есть люди, которые сделают иной выбор: они возмутятся дерзостью собратьев и потратят свою жизнь на выяснение «кто есть кто», постоянно пытаясь что-то доказать другим, но ни разу не задавшись вопросом «зачем это нужно лично мне?». Их желание помыкать другими свидетельствует о том, как им хочется чувствовать себя выше других, а значит и о том, что чувствуют они себя не на высоте. Поэтому данное желание кроет в себе беспомощность и зависимость от окружающих, о которой они и не догадываются.

Точно так же, как ты учишься молчанию у празднословного и смирению у высокомерного, - встретив искреннего человека ты еще не сможешь научится искренности. У тебя появится возможность ей научиться лишь когда ты будешь окружен ложью и будешь вынужден бороться с соблазном переврать врущего, перехитрить хитрящего или проучить злонамеренного. Именно тогда, вспомнив встретившегося тебе искреннего человека ты поймешь, что у тебя есть выбор.

Мы учимся искренности лишь перед соблазном лжи, но кто-то должен показать нам пример искренности.

Щедрые встречаются нам на пути, чтобы мы смогли распознать жадность , но развивают и укрепляют в нас великодушие скупердяи.

Совестливые удивляют нас своим поступком, более чем учат. Мы имеем шанс стать совестливее, когда видим как кто-то поступает беспринципно, ведь мы понимаем отныне, что можно поступить иначе. Но учимся мы поступать по-совести, лишь противодействуя беспринципности.

Благодетели встречаются нам, чтобы указать путь, а пороки – чтобы мы могли развить в себе добродетели.

Мотив поиска истины – один из излюбленных в русской литературе. Мыслящий, думающий, стремящийся познать истину герой встречается во многих произведениях русских писателей.

Так, например, Н. А. Некрасов стоит поэму «Кому на Руси жить хорошо» как рассказ о странствиях семи мужиков – правдоискателей. Названия деревень, в которых живут эти мужички, говорят сами за себя: Заплатова, Дырявино, Неелово, Разутово. Герои Некрасова отправляются в странствия по Руси в поисках ответа на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси». Сам факт зарождения такого вопроса в недрах народного самосознания свидетельствует о пробуждении сознания народа. Мужички убеждаются, что вольготно, весело живется, конечно же, богатым, удел же их братьев–крестьян – тяжкий труд и заботы. Но они приходят к осознанию еще одной истины: счастье заключается не в материальном достатке, не в богатстве; что есть другие ценности: чистая совесть, семья, правда, борьба за благо народа.

Писатель Л. Н. Толстой далек от идеализации своих героев: они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Один из любимых героев Л. Н. Толстого – Андрей Болконский. Его путь к познанию истины лежит через заблуждения и ошибки. Высшая похвала герою – прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. К сожалению, Болконский умирает, будучи очень молодым. У него остается маленький сын. Нам горько вдвойне, потому что герой Толстого нашел ответ на вопросы, которые долго и мучительно искал: как жить? В чем смысл жизни? Что есть добро? «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно-раскрытыми глазами. - Счастье, находящееся вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!»

М. А. Шолохова по праву называют летописцем советской эпохи. «Тихий Дон» - роман о казачестве. Центральный образ романа – Григорий Мелехов – простой казак. В семье Григория, большой и дружной, свято чтят казачьи вековые традиции, много работают, весело отдыхают. Симпатичный, работящий, жизнерадостный Григорий не боится людских толков, почти открыто, не таясь, любит красавицу Аксинью, жену Степана Астахова.

И в то же самое время Григорий – человек, которому свойственно колебаться. Так, несмотря на свою великую любовь к Аксинье, Григорий не противится родителям, женится по их воле на Наталье. Колебания Григорий будет испытывать и на войне. Он был и большевиком, и белогвардейцем, метался в поисках правды между белыми и красными.

Служба в армии и начавшаяся вскоре война оторвали Григория от родного куреня и забросили за сотни километров от родного дома. И хотя он крепко бережет казачью честь, своей отвагой завоевывает награды, Григорий не создан для войны. Ему мучительно хочется узнать, на чьей же стороне правда: белых или красных? Попав под влияние большевиков, Григорий, как губка, впитывает в себя новые мысли, новые идеи. Он начинает сражаться за красных. Но убийство красными безоружных пленных отталкивает его от них. Григорий не принимает ни красных, ни белых. Он говорит: «Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества!»

Григорий приходит к выводу: правда не может быть ни на стороне красных, ни на стороне белых. Правда – это мирный труд на радость человеку, семья, дети, родная земля, любовь.

Человек — это идея, порождающая и воплощающая свои идеи в реальность. И только для того, чтобы воплощать свои идеи в реальность, и нужна жизнь человеку. Иначе, если не живёшь и не воплощаешь свои идеи в реальность, то ты не человек, а животное.

Развитие человека — это увеличение своих способностей порождать и воплощать идеи. Живя и развиваясь, и воплощая всё более и более грандиозные идеи в реальность, человек неизбежно постигает ту или иную истину. Истин много. Истина не может быть одна. У каждого человека своя истина. Сколько людей — столько и истин. И путь к своей истине у каждого человека свой.

Трудный ли путь к истине? Очень трудный. Путь к истине проходит через полноценную и осмысленную жизнь. А полноценная и осмысленная жизнь жизнь всегда трудна. Полноценная осмысленная жизнь неизбежно включает в себя всё то, что необходимо для развития в человеке его творческих способностей, необходимых для развития в нём способности порождать и воплощать идеи в реальность. А это и работа, и учеба, и творчество.

Путь к истине лежит через конфликты с другими людьми, через страдания свои и других людей, и через ошибки, как свои, которые человек неизбежно совершает на пути своего развития, так и чужие. Совершая ошибки и осознавая их, страдая от них, признавая их, исправляя их, и таким образом преодолевая их, человек и постигает истину.

Развивается человек — развивается и его истина. Чем большим творцом становится человек, тем значительнее и его истина. И наоборот.

Есть ли простые пути к истине? Есть. Чем человек в меньшей степени творец, тем менее он способен прийти к своей истине и тем проще должен быть его путь к истине.

Самый простой путь к истине — это религиозный путь. Как правило, на религиозный путь к истине встают те, кто ещё ничего из себя не представляет в творческом смысле, кто не способен порождать и воплощать в реальность свои идеи. Не живя полноценной и осмысленной жизнью, сводя жизнь исключительно к удовлетворению своих физиологических потребностей, основанных на призыве «Плодитесь и размножайтесь», невозможно прийти к своей истине. Невозможно по той простой причине, что нет самого движения к своей истине.

Но человек стремится к истине. Истина необходима каждому человеку, как основа его мировоззрения, как основа его жизни. Без истины, сейчас не важно, какой именно истины, своей или чужой, человек не может постигать мир, потому что нет основы, на которую человек возлагает все свои те или иные представления о себе и о мире.

Иметь чужую истину лучше, чем не иметь вообще никакой истины. Проблема лишь в том, что некоторые люди уверены, что истина только и может быть чужой. И когда я говорил о том, что самый простой путь к истине лежит через религию, я не имел в виду, что это ненормально. Каждый человек, без исключения, проходит и этот путь к истине. Но неверно, по-моему, считать этот путь к истине единственный. Вот с этого-то и начинаются очень большие проблемы.

Когда нет возможности постичь свою истину, человек начинает постигать чужую. Религия — это, по сути, и есть постижение человеком чужой истины, и принятие чужой истины для себя, как единственной. Проблема здесь, как я уже сказал выше, в том, что многие, ставшие частью той или иной религиозной истины, считают её единственной, так же считая единственным путём к истине — религиозный путь.

Почему многие люди единственным путём к истине считают религию? Наверное, потому только, что это самый простой путь к истине, не требующий от человека ничего особенного. В самом деле, ну что такого требуется от человека, вставшего на религиозный путь к истине? Ничего такого особенного, трудного и сложного. А что касается увеличения своих творческих способностей, способностей порождать и воплощать идеи в реальность, то ничего этого не нужно для тех, кто решил постичь истину религиозным путём.

Религиозный путь к истине самый короткий: всего одни шаг. Человеку достаточно сделать всего один шаг, и вот уже он с истиной, и вот уже истина найдена. Здорово! Не правда ли? И сам шаг этот не представляет из себя ничего трудного. Всего-то-навсего надо согласиться с тем, что истина, к которой ты стремишься, открыта давным-давно другими людьми. И всё, что требуется от человека, признать истиной предложенную ему истину.

Обратите внимание на тех, кто с легкостью соглашается с чужой истиной. Это, как правило, порочные люди, которые устали от своей порочности, но сами не способные справиться со своей порочностью. И здесь не имеет значение образование этих людей. Порочные люди могут быть как образованными, так и необразованными людьми, но и те и другие с удовольствием поверят в любую истину, которая решит проблемы их порочности.

Какая самая главная проблема порочных людей? Угрызения совести. Каким бы порочным не был человек, какие бы мерзости он не совершал, большие или маленькие, совесть есть у каждого человека, и эта совесть не будет давать ему покоя. И вот если предложенная истина поможет порочному человеку уладить его проблемы с его совестью, тогда порочный человек, не долго думая, примет для себя эту истину.

В религиях истина неизбежно становится божеством. И став Богом, истина начинает разговаривать с человеком. Некоторые люди, которые находятся вне религиозной истины, скажут, что Боги не умеют разговаривать, что за богов говорят люди, которые их придумывают и которые придумывают им их речи, и тем самым наделяя их мудростью, светом и так далее. Но те, кто в религии, этого не понимают.

Почему не понимают? Потому что быть с религиозной истиной, не имеет значения в какой именно религии, в любой религии быть с истиной — это в первую очередь значит не сомневаться в истине.

Если какой-то Бог какой-то истины не кажется людям, находящимся вне этой истины, находящимся вне этой религии, истиной, то предъявляйте претензии к автору пьесы, в которой этот бог играет роль истины. Боги первобытно-общинного века сменились богами античности, а те уступили место более развитым, более продвинутым богам. И так будет вечно, потому что человек бессмертен и находится в постоянном развитии. Причина недовольства тем или иным богом, той или иной истиной, в том, что та или иная религиозная (божественная) пьеса устарела.

Рано или поздно, но любая пьеса, в том числе и божественная, устаревает и надоедает зрителю и тогда авторы придумывают другую, более интересную и понятную зрителю божественную пьесу. Божественные пьесы тем и хороши, что в них может каждый человек сыграть если и не главную, то значительную роль.

К чему я всё это сказал? Да к тому, что некоторые люди, как только откроют для себя какую-то истину, так сразу стремятся навязать её другим. Каким образом? Это делается очень просто. Для этого создаётся религия. А истина, та самая истина, которую ещё совсем недавно открыл для себя человек, становится богом этой новой религии. И в таком случае слово «Бог» уже пишется с большой буквы.

Самая главная проблема любой религиозной истины в том, что сами адепты той или иной одной какой-нибудь истины, сами с собой не могут ужиться, не могут находится рядом друг с другом в мире и согласии. Не могут согласиться друг с другом и договориться друг с другом относительно своей же истины. Во всём этом удивляет одно: при всём своём неумении жить в согласии друг с другом, адепты какой-нибудь чужой истины будут по-прежнему утверждать, что имеют в себе истину. Они при этом не замечают, что очень многие люди не считают их истину истиной, а видят в них только желание быть правыми и показать всем своё знание.

Как правило все носители той или иной истины учат простоте, но при этом сами соревнуются друг с другом в толковании своего учения. Нет такого религиозного учения, в котором бы так или иначе не утверждалось, что верить в истину может и враг этой истины, и что саму веру в истину необходимо подкреплять конкретными делами, которым учит истина. Но вот дела-то конкретные — это и есть самое слабое звено любого адепта той или иной религиозной истины. Они будут учить Вас одному, а сами делать совершенно другое.

Почему? Да потому, что находясь в религии, человек останавливается в своём развитии. А чтобы жить так, как учишь, необходимо развиваться. Это развитие я называю развитием от слов к делу. В религиях нет развития от слов к делу. В религиях есть только красивые слова и не более того.

Но как же человеку, не являющемуся адептом той или иной истины, понять носителей той или иной истины, если сами они, носители религиозной истины, сами друг друга понять не могут? Неужели они думают, что до тех пор, пока они сами, носители той или иной истины, друг с другом не договорятся и не помирятся, они никого не убедят в том, что их путь — это истина для всех. Адепты той или иной религиозной истины предлагают всем оказаться в царстве своей истины и всем вместе вечно быть с этой истиной, того не понимая, что тем самым они призывают вечно слушать их споры о том, какая должна быть их истина.

Странно, что при этом их удивляет тот факт, что не все люди хотят быть с их истиной. Посмотрите на себя, носители истины. Разве вы являете собой пример для подражания? Что это за истина у вас такая, если она не делает вас добрее, не делает вас мудрее, не делает вас более понимающим других людей?

Ваша истина помогает вам жить со своими пороками и не сойти при этом с ума? Замечательно. Но не все люди такие, как вы. Есть и такие, кто, имея совесть, не заглушает её водкой, наркотиком или религиозной истиной, а прислушивается к ней и поступает так, как она велит. Другое дело, что вашей церкви от этого ни горячо, ни жарко. Это верно. Вот здесь я вас очень хорошо понимаю, но, увы, нисколько вам не сочувствую.

Радуйтесь тому, что вам позволяют жить со своей истиной, и давайте другим людям жить со своей. Не тащите всех людей к себе. Ваши люди — это люди, имеющие совесть, но не способные поступать так, как она им велит. Но самое главное, что вам необходимо помнить, что Ваш путь к истине — это начало движения человека к своей истине.

И чтобы человеку прийти к своей истине, прежде он должен сделать несколько шагов на пути к чужой истине. Но только несколько шагов, а не бесконечное множество, как думают некоторые. И в какой-то момент человек сходит с религиозного пути к истине и встаёт на свой путь к истине и идёт по этому пути уже вечно.

Желаю Вам здоровья, любви и творческих успехов. С уважением, © 2014

Подпишитесь и получайте новые статьи на e-mail: Ссылка на Подписку (По ссылке Вы перейдёте на сервис FeedBurner’s, впишите Ваш e-mail, затем проверьте свою почту, найдите письмо от FeedBurner’s и подтвердите подписку)

7 января 2015

Errare humanum est! Латинский афоризм, изреченный великим оратором Марком Сенекой Старшим, известен во всем мире и означает, что ошибка - это путь к истине. Почему этот афоризм остается актуальным на века? Постараемся ответить на этот вопрос.

Погрешность - свойство закономерности

Человеку свойственно ошибаться. Все мы однажды это слышали. Известный во всем мире латинский афоризм - Errare humanum est - имеет аналог в русском языке: "Не ошибается тот, кто ничего не делает". В личном опыте, в научных открытиях, в масштабах всего сообщества может быть заложена ошибка. Вопрос стоит в степени ответственности за нее.

И действительно, для того чтобы осуществлялось прогрессивное развитие, ошибка просто необходима. Какова ее природа? Это область непросвещенности, сфера эксперимента с границами познания. Если человек знает вариант решения проблем, для него не составит труда выбрать лучший путь развития событий. Не важен масштаб, это касается как отдельного человека, так и всего общества в целом.

Природа ошибки

В своем развитии человек постоянно преодолевает собственные границы. Поэтому так сложно дается человеку познание. Не важно, практическое оно (как сделать что-либо) или процесс духовного роста. В процессе выбора человек совершает поступок. Он всегда выбирает. Но не всегда правильно. И цена ошибки бывает разной. Отсюда и еще одна поговорка: "Человек так себя наказывает, как никто другой не сможет этого сделать".

Природа ошибки скрыта в механизме познания: Errare humanum est! Ошибка - незнание лучшего варианта. Но именно благодаря ей открываются новые перспективы и возможности. Опыт познания всегда сопряжен с риском ошибочного выбора, но другого варианта не существует. Эксперимент - это и есть проверка истинности решения, любые гипотезы подтверждаются опытным путем.

История знает много фактов, когда повторяющаяся неудача в экспериментах вела к открытию мировой величины.

Исторические ошибки

Истории известны случаи, когда ошибка явилась причиной открытий мирового масштаба. Например, погрешность в траектории морского путешествия Колумба дала шанс открыть Америку.

Ошибочный принцип социалистического равенства, заложенный в основу советского государства, показал пример силы идеологического фундамента общества.

Не всегда ошибка ведет к истине. Чаще она раскрывает несовершенство в познании, ограниченность наших возможностей и является стимулом для поиска лучшего варианта. В этом смысле можно также говорить о созидательной силе ошибки.

Errare humanum est! Перевод этого латинского выражения буквально звучит так: "Ошибка свойственна природе человека". Действительно, весь путь развития человека разумного - это движение к своей природе, к познанию себя, процесс самосовершенствования. И исходный принцип несовершенства его природы и есть признание априори ошибки в выборе варианта развития событий.

Аналоги выражения

В русском словесном творчестве существует много аналогичных по смыслу, емких по содержанию высказываний:

  • "Не ошибается тот, кто ничего не делает".
  • "На ошибках учатся".
  • "Ошибка - верное решение при других условиях".
  • "Свобода это ничего, если исключается право на ошибку" (М. Ганди).
  • "Большинство всегда ошибается, истина - в меньшинстве" (Ибсен).
  • "Умный человек не только сам ошибается, но дает шанс другим" (Черчилль).

Все высказывания имеют один смысл: признание ошибки является условием свободы человека, каждый имеет право поступить именно таким образом.

Как сказал Честерфилд: "Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины".

Источник:

Актуально

Разное
Разное

Марком Сенекой Старшим, известен во всем мире и означает, что ошибка - это путь к истине. Почему остается актуальным на века? Постараемся ответить на этот вопрос.

Погрешность - свойство закономерности

Все мы однажды это слышали. Известный во всем мире латинский афоризм - Errare humanum est - имеет аналог в русском языке: "Не ошибается тот, кто ничего не делает". В личном опыте, в научных открытиях, в масштабах всего сообщества может быть заложена ошибка. Вопрос стоит в степени ответственности за нее.

И действительно, для того чтобы осуществлялось прогрессивное развитие, ошибка просто необходима. Какова ее природа? Это область непросвещенности, сфера эксперимента с границами познания. Если человек знает вариант решения проблем, для него не составит труда выбрать лучший путь развития событий. Не важен масштаб, это касается как отдельного человека, так и всего общества в целом.

Природа ошибки

В своем развитии человек постоянно преодолевает собственные границы. Поэтому так сложно дается человеку познание. Не важно, практическое оно (как сделать что-либо) или процесс духовного роста. В процессе выбора человек совершает поступок. Он всегда выбирает. Но не всегда правильно. И цена ошибки бывает разной. Отсюда и еще одна поговорка: "Человек так себя наказывает, как никто другой не сможет этого сделать".

Природа ошибки скрыта в механизме познания: Errare humanum est! Ошибка - незнание лучшего варианта. Но именно благодаря ей открываются новые перспективы и возможности. Опыт познания всегда сопряжен с риском ошибочного выбора, но другого варианта не существует. Эксперимент - это и есть проверка истинности решения, любые гипотезы подтверждаются опытным путем.

История знает много фактов, когда повторяющаяся неудача в экспериментах вела к открытию мировой величины.

Исторические ошибки

Истории известны случаи, когда ошибка явилась причиной открытий мирового масштаба. Например, погрешность в траектории морского путешествия Колумба дала шанс открыть Америку.

Ошибочный принцип социалистического равенства, заложенный в основу советского государства, показал пример силы идеологического фундамента общества.

Не всегда ошибка ведет к истине. Чаще она раскрывает несовершенство в познании, ограниченность наших возможностей и является стимулом для поиска лучшего варианта. В этом смысле можно также говорить о созидательной силе ошибки.

Errare humanum est! Перевод этого буквально звучит так: "Ошибка свойственна Действительно, весь путь развития человека разумного - это движение к своей природе, к познанию себя, процесс самосовершенствования. И исходный принцип несовершенства его природы и есть признание априори ошибки в выборе варианта развития событий.

Аналоги выражения

В русском словесном творчестве существует много аналогичных по смыслу, емких по содержанию высказываний:

  • "Не ошибается тот, кто ничего не делает".
  • "На ошибках учатся".
  • "Ошибка - верное решение при других условиях".
  • ничего, если исключается право на ошибку" (М. Ганди).
  • "Большинство всегда ошибается, истина - в меньшинстве" (Ибсен).
  • "Умный человек не только сам ошибается, но дает шанс другим" (Черчилль).

Все высказывания имеют один смысл: признание ошибки является условием свободы человека, каждый имеет право поступить именно таким образом.

Как сказал Честерфилд: "Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины".

Курсы валют